Эта экскурсия посвящается архитектурному стилю модерн, который существовал совсем недолго - с конца 1880-х годов до 1914 года, когда Первая мировая война нарушила мирное течение жизни в Европе. В разных странах модерн называли по-разному (от французского moderne — современный). Во Франции это был ар-нуво (новое искусство), в Германии - югендстиль (молодой стиль), а в Италии – либерти.

Модерн возник как протест против эклектики, которая механически копировала и объединяла все предыдущие стили, и, несмотря на ту скоротечность, с какой пролетело его господство, этот стиль оставил множество прекрасных памятников, украшающих улицы городов, и вызывающих восхищение у знатоков архитектуры и у обычных прохожих.

Главными чертами, по которым можно отличить здание, построенное в стиле модерн, являются использование плавных линий и скругленных углов, растительные мотивы, а также широкое применение новых технологий и материалов. Основная идея стиля модерн – декоративность, сочетание эстетических и утилитарных функций, привнесение прекрасного во все сферы жизни человека.

Непременным декоративным мотивом модерна является вьющееся растение, часто используются различные орнаментальные и флористические темы. Архитектурные произведение в стиле модерн подчинялись правилу, которое гласило, что здание должно быть прекрасным и снаружи и внутри, поэтому внутренняя отделка часто была намного оригинальнее и выразительнее, чем внешняя.

Во многих случаях архитекторы применяли такие приемы как асимметрия, размещали на одном и том же фасаде окна разной формы и размеров и прочее. В качестве декора использовали резное дерево, гипс, цветное стекло, металл, мозаику. Все это делало дома непохожими друг на друга, индивидуальными, но, в то же время, имеющими общие черты, по которым можно распознать стиль.

Развитие модерна в России шло особым путем, так как этот стиль брал истоки из прошлого русской архитектуры и других сфер культуры и искусства, которые во многом отвечали требованиям модерна. Так, собор Василия Блаженного вполне можно причислить к модерну, то же можно сказать о старинных русских теремах, украшенных искусной резьбой, со ставнями и крылечками.

Размах русского модерна во многом объясняется тем, что в конце 19 и начале 20 веков в стране появились молодые промышленники нового типа. Это были состоятельные люди, получившие образование в Европе. Многие из них не были потомственными аристократами, а происходили из средних и даже низших слоев. В этот период в Москве появилось большое число доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн, да и по общим показателям строительства Москва тогда превосходила многие другие крупные европейские города.

Наиболее яркий след в летописи московского модерна оставили Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие архитекторы.

Наша экскурсия начинается от станции метро Кропоткинская, от Бульварного кольца Москвы. Многие москвичи считают, что район Москвы в округе Кропоткинской – один из самых интересных и красивых в городе, и вы имеете возможность в этом убедиться, пройдя по предложенному нами маршруту.

Выйдя из метро, пройдем по Гоголевскому бульвару до здания №21 (Доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых). Сразу оговоримся, что в нем не много примечательного, но это тоже модерн, созданный архитектором Кекушевым, работы которого мы еще несколько раз встретим на своем пути, и будут они гораздо более впечатляющими. Здесь же, из элементов, которые отличают слить модерн, можно заметить чередующиеся окна разной величины, фриз со скульптурным изображением ряда женских головок, фигуры сов с раскинутыми крыльями, которые размещены по двум сторонам от арочного входа. Прямо напротив дома, на бульваре можно увидеть памятник писателю Михаилу Шолохову. Он изображен сидя в лодке, в ватнике, а позади него находится скульптурная композция-фонтан в виде коней, переплывающих реку.


Памятник Шолохову

Памятник Шолохову


Дом Бочаровых

Музей Бурганова

По нечетной стороне Гоголевского бульвара дойдем до переулка Сивцев вражек и свернем в него. На пути нам встретится Московский государственный музей Дом Бурганова с необычными скульптурами в саду. Продолжим движение до Староконюшенного переулка, и свернем в него. Здесь нас интересует здание №18 – бывшая гимназия Медведниковых, а сейчас – средняя школа №59.

Школа была построена на средства известного благотворителя, иркутского купца Ивана Логгиновича Медведникова, дело которого после его смерти продолжила вдова – Александра Ксенофонтовна. Некоторые суммы из ее завещания ушли на конкретные благотворительные цели, а несколько миллионов рублей были выделены на благотворительность "по усмотрению" душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова. Он и решил что "лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся".

Таким образом, в июне 1901 года указом царя Николая II была учреждена гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых. Первые несколько лет школа размещалась в здании по улице Поварской, а с 1903 года переехала в дом №18 в Староконюшенном переулке. Это здание построили специально для школы по проекту архитектора И.С. Кузнецова.

Кузнецов спроектировал школу с учетом интересов учащихся и педагогов. В здании были просторные коридоры и залы, высокие потолки, хорошая вентиляционная система с пылеосадочными камерами, которая трижды обновляла воздух в классах в течение часа. На деньги, выделенные промышленником Н.А. Второвым, в школе построили и оборудовали большой гимнастический зал.

Не только помещения, но и внутренняя "начинка" школы была на самом высоком уровне. Например, шинели гимназистов в раздевалке просушивали и подогревали, мебель для классов была специально сконструирована и изготовлена, мастерские для занятий также были оснащены всем необходимым инвентарем. На строительство было потрачено 300 000 рублей, а общая сумма затрат составила 1 миллион рублей.

Необычной была и образовательная программа гимназии. Здесь сократили количество часов, отведенных на древние языки, а больше внимания уделяли изучению мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены, французского, немецкого, английского, а также русского языков, часы которого были уравнены с часами латыни. Учеников кормили горячими завтраками, а при гимназии функционировал родительский комитет.

Пройдем по Староконюшенному переулку до Гагаринского переулка, свернем вправо и дойдем до Плотникова переулка. Теперь снова свернем вправо, в уже знакомый нам Сивцев вражек, по нему дойдем до Денежного переулка и свернем влево.

В Денежном переулке можно обратить внимание на Дом Поливанова (№9/6) – над ним вдали возвышается высотка МИДа, а также на здание №16. Оно было построено по проекту архитектора К.В. Треймана в 1899-1900 годах. Сейчас в нем размещается посольство Габона.


Гимназия Медведниковых

Денежный пер., 16


Усадьба Павловых

Особняк Листа

Проследуем по Денежному переулку до Глазовского переулка и свернем направо. Кстати, если вас интересует, откуда взялось название переулка, то знайте, Глазовский переулок назван в честь местной домовладелицы Аграфены Глазовой. Здесь стоит обратить внимание на здание Городской усадьбы Павловых (Товарищества мануфактур Ивана Скворцова), где сейчас размещается информационный центр ООН в Москве. Усадьба Павловых располагается по адресу Глазовский переулок, 4. Здание усадьбы, а также сторожка и ограда были выполнены известным мастером модерна, русским архитектором польского происхождения С.Д. Кучинским в начале 20 века. Со стороны улицы дом выглядит довольно просто, самая интересная его часть смотрит во двор, и не видна из-за ограды и ворот. Дом в плане несимметричный, что полностью соответствует критериям модерна. Дом оформлен в двух оттенках: в песочном с бирюзовой отделкой. Разновеликие окна, балкончик с кованой решеткой также указывают нам на стиль модерн.

Еще один памятник модерна – дом №8. Этот дом известен как особняк Отто Листа (Н.К. Кусевицкой). Особняк был построен архитектором Львом Кекушевым в 1899 году, и стал первым образцом модерна в Москве. Известно, что изначально архитектор строил дом для себя, но уже спустя год продал его фабриканту Отто Листу, который затем перепродал его Н.К. Кусевицкой, жене известного дирижера Сергея Кусевицкого. С тех пор, как дом перешел к Кусевицким, в нем часто проходили собрания Русского музыкального издательства, здесь бывали Скрябин, Рахманинов, Метнер, Дебюсси.

Что касается архитектурного решения, здание изобилует разнообразными элементами модерна. В первую очередь - это асимметричность постройки, а вторым явным признаком модерна является размещение по фасаду окон разной величины и формы. В декоре здания имеется несколько акцентов, и, пожалуй, самый выразительный из них – майоликовая мозаика над арочным входом – яркая и сочная, на которой изображены представители флоры и фауны - типичный мотив модерна. Предположительно, автором мозаики является Вильям Валькот - еще один известный архитектор эпохи модерна. Между центральными нижним прямоугольным и верхним арочным окном размещена еще одна мозаика со стилизованным растительным орнаментом. Очень живописно смотрится угловая часть здания ближе ко входу – здесь над первым этажом архитектор устроил небольшую квадратную лоджию с поддерживающей угол колонной.

Теперь вернемся назад по Глазовскому переулку, свернем влево в Плотников переулок и пройдем совсем немного вперед, до угла Плотникова и Малого Могильцевского переулков. По правой стороне вы увидите здание, фасад которого украшают фигуры, выполненные в человеческий рост – это бывший доходный дом Г.Е. Бройдо. Все скульптуры изображены в игривых, несколько эротичных позах. Фигуры находятся в полуразрушенном состоянии, поэтому трудно рассмотреть лица, но, знатоки утверждают, что если присмотреться, можно узнать Гоголя, Пушкина, Толстого. Здание было построено архитектором Н.И. Жериховым в 1907 году. Точно неизвестно, кто был создателем скульптур, возможно авторство принадлежит Л.С. Синаевы-Бернштейну. Считается, что изначально фризы создавались для Музея изящных искусств на Волхонке, но были отвергнуты из-за фривольного содержания.

Вернемся назад по Плотникову переулку, придерживаясь правой стороны. Дойдем до Большого Васильевского переулка, свернем влево и пройдем по нему до Пречистенского переулка, после чего свернем вправо. На своём пути мы встретим памятник Вере Мухиной – создательнице знаменитой скульптуры Рабочий и Колхозница и изобретательнице граненого стакана.


Доходный дом Бройдо

Памятник В. Мухиной


Особняк Якунчиковой

Доходный дом Исакова

Здесь нас интересует дом №8 – особняк К.А. Гутхейль, построенный архитектором К.А. Валькотом в 1902-1903 годах. Особняк Гутхейль был построен для продажи, заказчиком являлось Торгово-строительное акционерное общество. Его внешний вид несколько нехарактерен для модерна. И симметричность, и отчетливая выраженность главного фасада несколько противоречат распространенным принципам стиля, но, возможно, это сделано для того, чтобы здание могло контрастировать со стоящим по соседству особняком Якунчиковой. В декоре здания заметны элементы французского варианта модерна – ар нуво. На это указывают и мотивы стиля рококо в виде завитков и пухлых младенцев, и стеклянный козырек при входе в здание.

Соседний дом №8 также был построен Валькотом. Архитектор работал над этим зданием в 1899-1900 годах, теперь оно известно как особняк Якунчиковой. Если предыдущий особняк был выполнен с элементами французского модерна, то здесь можно увидеть черты модерна шотландского. Возможно, это связано с тем, что сам Валькот по происхождению англичанин, хоть и родился в Одессе.

Оформлено здание богато, здесь и поддерживающие крышу кронштейны, и балконные решетки, и ограда, а также керамическая плитка и визитная карточка архитектора – изображение женской головки в замке свода.

По Пречистенскому переулку нам нужно дойти до улицы Пречистенки, и затем свернуть вправо. На Пречистенке нас ждет настоящее чудо – доходный дом И.П. Исакова, построенный Л.Н. Кекушевым для петербургского купца Исакова в 1904-1906 годах (№28). Пройти мимо этого дома и не заметить его невозможно. Несмотря на довольно впечатляющих соседей на противоположной улице (о них расскажем немного позже), это здание поражает своим масштабом и, в то же время, необыкновенной легкостью и ажурностью.

В проекте здания Кекушев прибегнул к сочетанию двух архитектурных стилей – модерна и скульптурных фигур необарокко, что характерно для французского варианта модерна – ар нуво. Обратите внимание на окна здания – окна одного этажа отличаются от окон другого не только размером, но и формой, и оформлением переплетов. По центральной оси главного фасада расположены балконы с ажурными коваными решетками, а по краям здания в роли вертикальных осей выступают эркеры. Балконы также отличаются формой: на втором и пятом этажах они округлые, а на третьем и четвертом – прямоугольные.

Кирпичный фасад со скругленными углами (еще одна черта модерна) выглядит изысканным и аристократичным. По верхнему этажу проходит фриз в виде лепной узорчатой сетки, а по обеим сторонам красивого слухового окна располагаются женские фигуры с факелом и книгой – символами просвещения. Изначально изогнутую форму карниза подчеркивала статуя на крыше здания, но до наших дней она не сохранилась.

Благодаря тому, что каждый последующий этаж этого пятиэтажного дома декорирован богаче предыдущего, создается ощущение устремленности вверх. Конфигурация земельного участка, выделенного под постройку, определила асимметричность плана. Здание имеет пять этажей со стороны улицы и шесть этажей со стороны двора. Парадная лестница разделяет дом на переднюю и заднюю части, которые по высоте смещены друг относительно друга на пол-этажа. Такая планировка позволила использовать для входа в квартиры каждую лестничную площадку, а в задней половине устроить шестой этаж. Ванные и кухни в квартирах имею выход на черную лестницу.

О том, что дом предназначался для проживания исключительно состоятельных людей говорит тот факт, что на каждом этаже находится всего по две квартиры. Известно также, что для каждой квартиры были изготовлены многоцветные майоликовые камины с индивидуальным рисунком.

<

Особняк Долгоруковых

Особняк Потемкиных


Памятник Сурикову

Особняк Дерожинской

Напротив доходного дома Исакова располагается бывший особняк Долгорукова (ул. Пречистенка, 19), в котором сейчас размещается Галерея Зураба Церетели. Этот дворец построен в стиле классицизма архитектором М.Ф. Казаковым. По центру здания располагается 6-колонный ионический ордер, а по его центру размещается герб Долгоруких. Исторический фасад здания претерпел некоторые изменения, так как его украсили произведениями Церетели.

Рядом, под номером 21 стоит особняк Потемкиных. Это здание с очень интересной судьбой, вернее, интересны судьбы его хозяев, в роли которых выступали С.П. Потемкин, а затем И.А. Морозов – представитель знаменитой династии промышленников и меценатов, который также был тонким ценителем живописи и собирателем.

В то время, когда особняк принадлежал Морозову (начало 20 века), его пришлось перестроить, для того, чтобы разместить в доме богатую коллекцию живописи, и этим занялся никто иной как Л.Н. Кекушев. Затем, в тревожные годы революционного безвременья, Морозову пришлось делить кров с анархистами, поэтому он был даже рад, когда молодая советская власть предложила ему свои условия. Морозов получил охранную грамоту от советского государства, и какое-то время числился пожизненным заместителем директора II Музея нового западного искусства – такой статус получил его дом. Но продолжалось это недолго, уже в 1918 году семья Морозовых эмигрировала, а в 1921 году Иван Морозов умер в Карслбаде. В 40-е годы музей закрыли и расформировали. Часть коллекции поступила в ГМИИ на Волхонке, а часть передали Эрмитажу. В настоящее время в здании находится Академия художеств. Напротив Академии художеств и рядом с доходным домом Исакова в скверике можно увидеть памятник художнику Сурикову.

Мимо памятника пройдем по Пречистенке до Кропоткинского переулка – он является следующим пунктом нашей экскурсии, а если говорить точнее, то нас интересует дом №13 – особняк А.И. Дерожинской, построенный архитектором Ф.О. Шехтелем (при участии А.А. Галецкого) в 1901-1904 годах.

К сожалению, сейчас дом находится в довольно неприглядном и запущенном состоянии. Вдоль ограды с внутренней стороны вид на дом перекрывает ряд полузасохших кустарников, которые не позволяют рассмотреть ни кованую решетку забора, ни фасад здания. Чтобы в полной мере представить себе всю красоту этого особняка, стоит взглянуть на старые, еще черно-белые фотографии.

Дом был построен для жены состоятельного московского промышленника А.Н. Дерожинского. В этом особняке Шехтель вместо изысканных декоративных форм использовал величественность и монументальность.

При взгляде на фасад здания особое внимание обращаешь на огромное арочное витражное окно, играющее роль главного акцента, а также выступающую центральную и мощную левую часть фасада. По центру, над окном возвышается аттик с двумя железобетонными цилиндрами, символизирующими "век машин". Благодаря этим приемам, а также высоко установленной ограде здание кажется выше, чем на самом деле, но все равно, выглядит довольно небольшим, хотя имеет два этажа. Кроме того, в доме есть подвал, в котором размещались хозяйственные помещения, жилые комнаты для прислуги и большая бильярдная.

Дом оформлен в холодной сдержанной цветовой гамме, сочетающей светло-серую штукатурку откосов и поясов и серо-зеленый цвет стен. Как уже упоминалось, снаружи размеры дома выглядят намного скромнее, чем изнутри. Центральное арочное окно внутри смотрится как громадная стеклянная стена, а монументальные камины вовсе не кажутся неуместными. Как и решетки ограды, внутреннее убранство дома и мебель были специально разработаны в одном стиле, что полностью отвечает правилам модерна. Настоящим украшением интерьера служит лестница, ведущая через оба этажа дома на крышу. Изящный узор ее перилл напоминает павлиний хвост. Ручка на входной двери изнутри выполнена в виде огромного паука.

Характерная для модерна приверженность к новым технологиям, в особняке Дерожинской полностью подтверждается. Этот дом был "нафарширован" всевозможными новейшими бытовыми благами. Здесь было паровое паровое отопление, приточная и вытяжная вентиляция, канализация и водопровод, проведено электричество, телефон. Пол и стены в доме обогревались калорифером, и это несмотря на наличие каминов на первом этаже.

Но в общем внутренние интерьеры особняка Дерожинской, как и наружное его оформление, выполнены в холодных тонах, вызывая ощущение неуюта, хотя, по идее Шехтеля вместо имеющихся голых стен должны были быть фресковые панно работы прекрасного художника Виктора Борисова-Мусатова. Задуманное не удалось осуществить из-за скупости заказчицы, которая предложила художнику за работу очень маленькую сумму, на которую просто нельзя было согласиться.


Доходный дом Мелетиных

Особняк Медынцева


Доходный дом Бройдо

Доходный дом Лоськова

Продолжим свой пусть по Кропоткинскому переулку, и дойдем до улицы Остоженки, после чего свернем вправо, пройдем до Померанцева переулка и свернем в него.

По адресу Померанцев переулок, 7 располагается еще один дом в стиле модерн. Это Доходный дом Мелетиных. Он был построен в 1911 году архитектором В.Е. Дубовским и художникои-керамистом П.К.Ваулиным. Сейчас дом находится в полуразрушенном состоянии, поэтому трудно даже разглядеть, что в его довольно скромном декоре все же присутствует моззаика. Дом для предназначался для сдачи квартир среднему классу.

Здесь целью нашего путешествия является особняк Н.Н. Медынцева, расположенный по адресу Померанцев переулок, 8. Этот особняк был построен в 1907 году архитектором Ф.Ф. Воскресенским, и это, пожалуй, одно из самых красивых зданий, которые мы увидим на протяжении экскурсии.

Известно, что на этом месте когда-то располагался деревянный дом, во флигеле которого в 1889 году жил П.И. Чайковский. В прошлом переулок носил название Трубецкого, так как здесь находилось земельное владение Трубецких, на котором как раз и стояло здание.

Здание, построенное Воскресенским, притягивает взгляд издалека. Светлое, легкое, оно является настоящим украшением переулка. Интересно и архитектурное решение проекта, и его декор. Над окнами верхнего этажа можно увидеть фриз из темно-бирюзовой майолики, очень красивое панно из майолики с растительной темой располагается и над аркой входа, а окна первого этажа сверху и снизу украшены рельефными изображениями чертополоха. Как и положено модерну, этот особняк ассиметричен – особенно бросается в глаза ассиметричное расположение входа по отношению к арке, объединяющей три окна. Но если присмотреться, становится ясно, что короткая, но более насыщенная правая часть дома уравновешивается менее декоративной, но более длинной левой частью. Еще одна характерная черта модерна – разновеликие и разной формы окна. Кованые решетки ограды и парапета, фигурные аттики добавляют зданию декоративности. Изначально особняк был окрашен в бирюзовый цвет, но в наши дни его перекрасили в бледно-желтый.

Медынцев строил этот дом для хранения своих коллекций картин, мебели и фарфора. После Октябрьской революции 1917 года здесь работал "4-й пролетарский музей". Затем музей расформировали, а особняк передали миссии Нансена, официально называвшейся "Международный комитет помощи голодающим России". За работу в этом комитете Ф. Нансену присудили Нобелевскую премию мира. После миссии Нансена в доме размещалось французское посольство, затем – институт мозга, а затем долгое время – посольство Гвинеи.

По Померанцеву переулку мы вновь возвращаемся на Остоженку, сворачиваем вправо и проходим до Мансуровского переулка. Достопримечательностью этого переулка является доходный дом Лоськова (Мансуровский переулок, 4) – здание, больше похожее на особняк. Несмотря на то, что в оформлении здания вы не заметите ни вьющихся растений, ни других изысканных деталей – это тоже модерн, только, так называемый, "северный" модерн, больше присущий Санкт-Петербургу. Именно в такой манере работал архитектор А.У. Зеленко – автор проекта здания. Северному модерну было присуще пристрастие к сочетанию естественных и искусственных отделочных материалов, массивные формы, лишенные излишних мелких декоративных элементов, а также сочетание материалов с разной фактурой, а также использование стилизованных образов скандинавской флоры и фауны.

Если говорить об архитектурном облике дома, то сейчас на то, что это здание в стиле модерн, указывает немногое. Здание асимметрично в плане, по фасадам расположено множество окон, разных по форме и размеру, длинный балкон на втором этаже, круглая башня в углу дома, и полукруглый эркер на внутреннем фасаде – все это делает его похожим на средневековый замок. Практически весь декор здания был уничтожен, теперь оно выглядит очень лаконично и даже сурово. А в прошлом дом окружал красивый забор с узорной кованой оградой, до второго этажа здание было декорировано рельефным узором. Крыша купола над башенкой выступала далеко вперед, образуя карниз. Фигурный карниз нависал и над тремя верхними окошками в противоположном конце фасада, выходящего на Остоженку. Декоративные элементы размещались и по краям здания между окнами третьего и четвертого этажа.

Дом был построен в 1905-1907 годах для разбогатевшего крестьянина Лоськова, который хотел заменить свой деревянный дом новым. Интересный факт – какое-то время в этом доме снимал жилье "вождь мирового пролетариата" В.И. Ленин.

После доходного дома Лоськова мы приступаем к завершающему этапу нашей экскурсии, который вновь ведет нас на Остоженку, где мы найдем дом под номером 20 – еще один доходный дом Г.Е. Бройдо.

Этот особняк был построен архитектором Н.И. Жериковым в 1902 году. Жериков не имел профессионального архитектурного образования, но, несмотря на это, сумел стать одним из самых популярных архитекторов Москвы эпохи модерна. Это подтверждает хотя бы тот факт, что в период с 1902 по 1915 г.г. он построил 46 доходных домов на самых престижных улицах Москвы.

Доходный дом Бройдо на Остоженке – первая работа Жерикова, и это здание можно считать знаковым для раннего московского модерна. Но оценить красоту этого здания в полной мере мы сейчас не можем – в 90-е годы прошлого века при реконструкции оно значительно изменилось и утратило первоначальный облик.

Но и сейчас по зданию можно судить о вкусе и мастерстве Жерихова. Обратите внимание на форму и переплеты окон, на разнообразие лепных декоративных элементов, из которых больше всего выделяется фриз над окнами третьего этажа, на котором изображены антилопы. Особенно красиво этот фриз смотрится вечером, когда освещение делает лепку более рельефной. Балкончики украшают кованые узорные решетки, а балкончик третьего этажа опирается на выступающий полукруглый эркер. Жерихов использовал элементы различных течений модерна. Например, металлические кронштейны, соединяющие карниз и верхний фасад – взяты из бельгийского ар нуво, а металлический козырек над входом выполнен в стиле венского модерна.

Напротив, по адресу Остоженка, 21 стоит дом, который невозможно не заметить – это особняк Кекушевой. Это одно из самых известных своих творений Лев Кекушев строил для себя и своей жены. Дом возводился в период с 1900 по 1903 годы. Здание напоминает причудливый сказочный замок, но не суровый, а "пряничный". Для создания композиции архитектор использовал объемы разной величины, оригинально и практично их совместил, и украсил затейливой лепниной, которая является главной достопримечательностью этого здания. Отличительная черта Кекушева – тщательная проработка деталей, здесь бросается в глаза - разнообразные лепные растительные мотивы выполнены с удивительной виртуозностью. Очень выигрышно смотрится и сочетание красного и белого цветов, использованных в оформлении дома, шатровая башенка, скругляющая угол дома, придает зданию особую декоративность. Разнообразные по форме и размеру окна обрамлены лепниной или контрастными фризами. У больших окон обращают на себя внимание интересные переплеты.

Внутренняя планировка дома типична для модерна – когда все помещения сгруппированы вокруг лестницы. Сохранились и некоторые элементы интерьеров, которые были тщательно продуманы и выполнены также в стиле модерн. А вот скульптура льва, которая в начале 20 века венчала фронтон особняка (фирменный знак Льва Кекушева), до нашего времени не сохранилась. Сейчас особняк принадлежит МИДу.


Доходный дом Кекушевой

Особняк Кекушевой


Особняк Кекушевой

Остоженка, 36

По соседству располагается доходный дом Кекушевой, который спроектировал и построил Л.Н. Кекушев. Он отличается сдержанностью и, в то же время, выразительностью декора. Ему присущи такие черты модерна, как использование различных по форме и размеру окон и дверных проемов, лепные элементы с растительными мотивами. Самым выразительным украшением этого здания являются балконы и дверные переплеты на втором этаже, расположенные по краям фасада, да и вся угловая чать выделяется изысканной декоративностью и изяществом.

Экскурсия, посвященная одному из самых красивых и необычных архитектурных стилей закончена, но, возвращаясь по Остоженке к станции метро Кропоткинская, вы обязательно заметите узорчатое четырехэтажное здание (Остоженка, 36). Оно было построено в 1889-1890 годах по проекту архитектора Я.И. Антонова. Архитектурный стиль, в котором оно выполнено, можно назвать московским узорочьем. Когда-то здесь размещался Московский совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. В годы советской власти профиль учреждения практически не изменился – в доме размещался "Дом матери и ребенка". В наши дни в здании размещается факультет экономики и права Московского государственного лингвистического университета.