Наша прогулка по набережным Москвы начнется от станции метро Кропоткинская. Дальше путь лежит через древнюю московскую улицу Волхонку, а затем вверх по Соймоновскому проезду до Пречистенской набережной. Улица Волхонка до 1658 года была известна как Черторыльская, затем ее переименовали в Пречистенскую, а с конца 18 века улица существует как Волхонка. Улица Черторыльская сформировалась еще в 14 веке, ее родоначальником стал путь, проходивший от Кремля до великокняжеского села Семчинского. Соймоновский проезд – это небольшая улица, соединяющая Бульварное кольцо с Пречистенской набережной Москвы-реки. По четной стороне проезда домов не числится, но здесь, у выхода в Пречистенской набережной, располагается комплекс храма Христа Спасителя. Слева же, по адресу Соймоновский проезд №1, располагается памятник архитектуры, относящийся к периоду модерна - дом Перцовой, который одним из своих фасадов выходит на набережную.
Доходный дом Перцовой целиком лучше всего виден с Патриаршего моста, но рассмотреть его в подробностях можно только побывав в Соймоновском проезде. Это здание было построено в 1905-1907 годах при участии архитекторов Н. К. Жукова и Б. Н. Шнауберта, а также инженера П.Н. Перцова. Эскизы дома разрабатывал художник С.В. Милютин, прославившийся как автор русской матрешки – одного из символов России. Авторство росписей принадлежит известному художнику В. Врубелю.
Здание является прекрасным образцом модерна в Москве, стиль выдержан и в архитектуре дома, и в его внешней и внутренней отделке, и в оснащении дома, соответствовавшем самым современным технологиям того времени. Во всем доме не было ни одного деревянного перекрытия, электрическая проводка была убрана с глаз, как и различные коммуникации. Архитектурная композиция дома Перцовой очень сложна, разнообразна и в то же время очень гармонична. Асимметричные окна, фигурные балкончики, башенки, декор крыши и фасадов – все это приковывает к себе взгляд и заставляет очень внимательно всматриваться. Лазурная майолика и кронштейны в виде сказочных восточных драконов, кованые решетки – внимательный зритель найдет здесь много интересного. Чуть ниже по Пречистенской набережной, рядом с стоит здание под номером 29 – это объект федерального значения, известный как особняк И.Е. Цветкова. По своему архитектурному стилю оно прекрасно гармонирует с соседними домами. Эскизами для особняка занимался художник В. Васнецов, а архитектором был Башкиров. Но наш маршрут лежит выше по Пречистенской набережной, в сторону храма Христа Спасителя.
Напротив доходного дома Перцовой, на другом берегу Москвы-реки, на Берсеневской набережной, располагается еще одна яркая историческая и архитектурная достопримечательность Москвы – здание кондитерской фабрики Красный Октябрь. А ближе к стрелке Водоотводного канала можно увидеть грандиозную статую – памятник Петру I, который установлен на искусственном острове в русле реки, там, где она сливается с Обводным каналом. Официально он называется "Памятник в ознаменование 300-летия российского флота". Его автор – Зураб Церетели. До сих пор памятник остается довольно спорным объектом, и вызывает неоднозначную оценку у москвичей. Общая высота памятника составляет 98 метров – это одна из самых высоких скульптурных композиций в мире.
Напротив Пречистенской набережной, на другом берегу Москвы-реки, располагается Берсеневская набережная. Эта улица существовала в Москве уже в 16 веке, но только к середине 18 века ее укрепили и расширили, сделав пригодной для проезда. Ранее же на улице имелась сторожевая берсенева решетка, установленная думным дворянином И.Н. Берсень-Беклемишевым для того, чтобы обезопасить жителей от "лихих людей". Откуда произошло название набережной точно не известно. Возможно, улица была названа в честь Берсень-Беклемишева или, может быть, название произошло от старинного русского обозначения крыжовника, который называли словом берсень.
Как раз напротив дома Перцовой на Беклемишекской набережной стоят корпуса знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь – заметное здание из красного кирпича с яркими рядами белоснежных оконных переплетов. История кондитерской фабрики началась во второй половине 19 века, когда в Москву приехал немецкий промышленник Фердинанд Теодор Энейм, принявшийся активно осваивать рынок на новом месте. Начав с небольшого производства, занимавшегося изготовлением пиленого сахара, Энейм затем открыл небольшую кондитерскую на Арбате, а некоторое время спустя вместе с компаньоном Юлиусом Гейнсом он основал кондитерский магазин на Театральной площади и кондитерскую фабрику на Софийской набережной. Благодаря прекрасному качеству и широкому ассортименту кондитерская продукция Эйнема завоевала признание и популярность далеко за пределами Москвы, и возникла необходимость в строительстве новой, более мощной фабрики. Так на Берсеневской набережной появился комплекс кондитерской фабрики, продукцию которой мы имеем возможность оценить и в наши дни. Производственный процесс был организован достаточно прогрессивно по тому времени. Рабочий день не превышал 10 часов, а для рабочих было построено специальное общежитие, они имели возможность питаться в фабричной столовой. Кроме того, для работников фабрики существовали определенные льготы и то, что сейчас мы называем соцпакетом. Кондитерская фабрика продолжала работать и в советское время, а в 1994 году в одном из зданий открылся музей. Сейчас производственные мощности фабрики вывели из центра города, и в историческом здании работает только цех по изготовлению шоколада ручной работы.
Но наш маршрут лежит по Пречистенской набережной мимо храма Христа Спасителя, вернее, вначале к скверу, расположенному у подножия храма. Пожалуй, нужно немного рассказать о самой Пречистинской набережной. Она расположена на левом берегу Москвы-реки, в районе Хамовники, между Новокрымским мостом и улицей Ленивкой. Пречистенская набережная является продолжением Фрунзенской набережной, а под Большим каменным мостом Пречистенская набережная переходит в Кремлевскую. Название набережная унаследовала от улицы Пречистенки. В начале 20 века существовали две набережные – Пречистенская и храма Христа Спасителя, а в 1924 году их объединили в одну – Кропоткинскую. Свое историческое имя набережная обрела только в 1992 году. Над Пречистенской набережной проходит пешеходный Патриарший мост, соединяющий ее с Болотным островом.
И храм Христа Спасителя, и Патриарший мост мы рассмотрим в конце прогулки, а сейчас продолжим наш путь, и обратим внимание на противоположный берег реки, на Берсеневскую набережную. Перед нами открывается замечательный вид на знаменитый Дом на набережной. Чтобы узнать историю этого места с самого начала, вернемся в прошлое. В 1734 году вблизи Болота в Верхних Садовниках был обустроен Каменномостский казенный питейный двор, позднее известный как Винно-Соляной двор. Это был крупный склад, с которого отпускали монопольную водку в кабаки Москвы. Во второй половине 18 века С. Волков построил на Всехсвятской улице ворота Питейного двора, которые украшала башенка. После того, как в 1863 году отменили винные откупы (право торговать водкой и вином, которое выдавало государство на определенный срок), строения Винно-Соляного двора стали сдавать под частные склады. В 1873 году Винно-Соляной двор выкупил город, и здесь хранилось всевозможное городское имущество. В конце двадцатых годов прошлого века эти склады снесли и на их месте построили здание, известное как Дом на набережной.
Официально это массивное темно-серое здание называлось Домом правительства, или Первым Домом Советов, а также Домом ЦИК и СНК СССР. Это был целый комплекс строений, который построили в 1931 году для проживания многочисленных сотрудников госаппарата, переехавших в город после того, как столицу вернули в Москву. Жильцы этого дома были элитой общества: партийные деятели высшего эшелона, ученые, артисты, герои Гражданской войны и Соцтруда и так далее. Проект разработал архитектор Б.М. Иофан, а за ходом строительства следил А.И. Рыков. Изначально фасады здания задумывались в тон стенам Кремля, но в дальнейшем планы претерпели некоторые изменения. На каждом этаже этого 12-этажного здания размещалось по две квартиры, также в комплекс входил кинотеатр Ударник, клуб (сейчас театр Эстрады), спортивный зал, универмаг, прачечная, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад. С этим домом связано немало легенд и реальных трагических историй. Еще один объект, заслуживающий внимания, который лежит на нашем пути – Большой Каменный мост.
Этот мост был построен в 1938 году. Хотя, он и называется каменным, его конструкция изготовлена из металла. Длина Большого Каменного моста вместе с подъездными участками составляет 487 метров, а ширина – 40 метров. На чугунных перилах моста до сих пор можно увидеть герб СССР. Но это сейчас, а первый мост на этом месте был наплавным, его устраивали здесь в качестве переправы еще в 15 веке. С Большого Каменного моста открывается прекрасный вид на Кремлевскую набережную и Кремль с башнями, соборами, Большим Кремлевским дворцом, а Кремлевские стены на фоне Москвы-реки и сам мост часто фигурируют на открытках с видами Москвы. Слева от нас располагается Боровицкая площадь и участок Александровского сада, а если оглянуться назад – мы увидим дом Пашкова, расположенный на высоком холме, и открытый для обзора.
По ходу нашей прогулки вдоль Кремлевской набережной нам встретятся следующие башни Кремля: Водовзводная, Благовещенская, Тайницкая, Первая безымянная, Вторая безымянная, Петровская и Беклемишевская. У всех этих башен своя интересная история, заслуживающая отдельного рассказа, а мы остановимся более подробно на самых известных – двух угловых башнях, Водовзводной (Свибловой) и Беклемишевской (Москворецкой). Водовзводная башня Кремля. Расположенная в его юго-западной части на углу Александровского сада и Кремлевской набережной, была построена в 1488 году итальянским архитектором Антонио Жилярди (Антоном Фрязиным). В 1805 году башня обветшала, и была отстроена заново, а после Отечественной войны 1812 года ее снова пришлось восстанавливать. Этим занимался известный архитектор Осип Бове. На Водовзводной башне не было завершения в виде двуглавого орла, и только в 1937 году на ней появилась рубиновая звезда диаметром 3 метра – самая маленькая из всех.
По противоположному берегу Москвы-реки располагается Софийская набережная, главным украшением которой является церковь святой Софии премудрости Божией в Садовниках. Еще в 1495 году на том месте был разбит Государев сад, известный как Царицын луг, а вместе с ним возникла слобода садовников с деревянной церковью. В 1682 году была построена новая каменная Софийская церковь. В то время Софийская церковь была не видна с набережной, ее закрывали дома. В советский период Софийскую церковь не снесли, но использовали не по назначению, как и многие подобные памятники. Более-менее серьезной реставрацией церкви занялись в 1976 году, а в 2004 году здание передали церкви и, поскольку оно вновь нуждалось в ремонте, его начали реставрировать. Обращает на себя внимание здание, расположенное рядом с Софийской церковью. Этот дом в конце 19 века построил Харитоненко Павел Иванович. Из окон дома открывается прекрасный вид на Кремль, французский художник Анри Матисс во время своего пребывания в Москве, останавливался именно здесь. Панораму Кремля, которая видна из окна, он запечатлел на одной из своих картин.
Мы дошли до последней в участке Кремлевской стены, параллельной набережной, Беклемишевской башни. Она располагается в юго-восточном углу Кремля, вблизи Москворецкого моста. Названа башня по фамилии боярина Беклемишева, чей двор размещался рядом на территории Кремля. После того, как Беклемишева казнили, его двор и башню использовали в качестве тюрьмы. Кроме того, Беклемишевская башня играла важную оборонительную и сторожевую роль, защищая переправу через реку. Эта башня была построена в 1488 году по проекту итальянского архитектора Марко Руффо, а в 1707 году ее перестроили для оборонительных действий против шведов. В 1949 году, когда проводилась реставрация, башню восстановили в исходном виде. С левой стороны располагается храм Василия Блаженного и Васильевский спуск, а справа - Большой Москворецкий мост, соединяющий левый берег Москвы-реки с Замоскворечьем.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) – одно из самых известных украшений Москвы. До 17 века этот храм называли Троицким, в память о старинной деревянной церкви, существовавшей на этом месте. Храм Василия Блаженного построили в середине 16 века в честь победы русского войска над Казанским ханством. До конца 16 века храм был самым высоким сооружением Москвы, его высота – 60 метров. Затем, при Борисе Годунове была построена колокольня Иоанна Лествинчика, превысившая высоту Покровского собора на 21 метр. Храм очень живописен и выглядит чрезвычайно величественно, хотя внутренние его габариты весьма скромны. Главный престол храма освящен во имя Покрова Богородицы. Начиная с 1929 года в соборе располагается филиал Государственного исторического музея, а в 1990 года в соборе Покрова Богородицы прошло первое после долгого перерыва всенощное бдение и литургия. В престольный праздник Покрова в наши дни в храме совершается служба.
В конце 15 века на месте Большого Москворецкого моста находился наплавной мост, который существовал до 1789 года, когда здесь установили деревянный мост на сваях. Затем мост еще несколько раз обновляли и перестраивали, а нынешняя монолитная железобетонная конструкция была построена в 1936-1937 годах архитектором А.В. Щусевым и инженером В.С. Кирилловым. Длина Большого Москворецкого моста составляет 554 метров, а ширина – 40 метров. Дальше Кремлевская набережная переходит в Москворецкую набережную.
До 1930 года вдоль этой набережной располагался отрезок китайгородской стены с проездными воротами, которые вели в Зарядье. Затем в Зарядье было решено построить одну из сталинских высоток, восьмую по счету. Это должно было быть здание в 32 этажа высотой 275 метров. Проект здания разрабатывал архитектор Д.Н. Чечулин. Но когда в 1953 году стилобат будущей высотки был уже почти готов, а стальной каркас вырос до восьмого этажа, строительство заморозили. Это стало большим ударом для архитектора. В 1964 году было принято решение строить на готовом стилобате гостиницу Россия, и вести работы по сооружению здания снова поручили Чечулину. В 1967 году гостиница, которая стала одной из самых крупных в мире, была достроена. В ней было 3 182 номера, она была рассчитана на 5 300 человек.
В 2004 году согласно постановлению правительства Москвы гостиницу решили снести, а на ее месте построить большой многофункциональный гостинично-офисный комплекс. В 2006 году гостиницу Россия начали разбирать при помощи башенных кранов, так как взрывать здание нельзя было из-за близости Кремля. Но до последнего времени этот участок в самом центре Москвы так и оставался замершей строительной площадкой. В 2012 году было принято решение на месте пустыря устроить парковую зону с развлекательным центром. Точные сроки осуществления этого плана пока неизвестны. С Москворецкой набережной очень хорошо видна сталинская высотка на Котельнической набережной.
Наша прогулка продолжается до Большого Устьинского моста. Отсюда можно хорошо рассмотреть высотку. Здание было построено в 1948-1952 годах по проекту Д.Н. Чечулина, А.К. Ростковского, инженера Л.М. Гохмана. Строительство контролировал Лаврентий Берия. Как и все семь высоток, это здание впечатляет своей грандиозностью и величественностью. Здание замыкает перспективу набережной. Вместе с техническими этажами в высотке насчитывается 32 этажа. Всего в доме 540 квартир. По Котельнической набережной к зданию примыкает 9-этажный корпус, построенный несколько раньше. В этом доме размещаются магазины, базовый кинотеатр Госфильмфонда "Иллюзион" и квартира-музей легендарной балерины Галины Улановой.
Дальше нам придется подняться на Большой Устьинский мост. Его построили в 1881 году, но тогда мост располагался немного ниже по течению реки. Поначалу по Устьинскому мосту проходила линия конки, а затем и трамвая. К началу 20-го века русло Москвы-реки значительно обмелело, и было принято решение о строительстве канала, соединяющего ее с Волгой. Благодаря каналу уровень воды в Москве-реке значительно вырос, и возникла необходимость реконструкции некоторых мостов. Так в 1938 году был построен новый Большой Устьинский мост. В 1999 году проводилась реконструкция моста, при которой сохранилась трамвайная линия.
По Большому Устьинскому мосту мы проходим над Москвой-рекой, и сворачиваем на Раушскую набережную. До 1870 года эта замоскворецкая набережная называлась Заяицкой. Первая достопримечательность, которую мы встретим на своем пути - храм святителя Николая в Заяицком. Первое упоминание об этой церкви встречается в летописи 1518 году. В 1741 году Емельян Яковлев, компанейщик московских питейных сборов, подал прошение в канцелярию Синодального правления с просьбой разрешить слом старого храма и постройку нового. Известно, что в 1745 году церковь была разобрана целиком, в том числе и фундамент, а затем был заложен фундамент под новое здание. Новая церковь святителя Николая в Заяицком была достроена в 1749 году.
В конце 19 века Раушская набережная активно индустриализуется. В это время здесь была построена электростанция Общества электрического освещения (дом №8), которая действует и сейчас, а кроме того в здании в наши дни также размешается головная контора Мосэнерго. На Раушской набережной сейчас нет жилых домов, только различные учреждения.
Самая яркая достопримечательность Раушской набережной – гостиница "Балчуг Кемпински", расположенная в самом начале набережной перед Большим Москворецким мостом. Сама эта местность в Замосковречье, известная с 14 века, также издавна называлась Балчугом. В переводе с татарского "балчех – болото, грязь. На этом месте когда-то стояли общественные бани, затем был кабак, после территорию заселили купцы. Интересно, что Балчуг считается самым теплым местом в Москве, зимние температуры здесь всегда несколько выше, чем в других районах столицы. После окончания Отечественной войны 1812 года в начале улицы Балчуг построили двухэтажное здание. Верхний этаж был жилым, а на первом располагались различные магазины. В 1898 году это здание снесли, а вместо него по проекту архитектора А. Иванова выстроили большой доходный дом с красиво декорированными фасадами и угловой башенкой. Кроме квартир в доме работал ресторан, пекарня, прачечная, магазины. В 1928 году в здании открыли гостиницу "Новомосковскую". Затем дом отдали под общежитие Народного комиссариата иностранных дел, но с 1957 года здесь вновь работала гостиница, теперь уже под названием "Бухарест". В 1989 году гостиницу закрыли на реконструкцию, в ходе которой здании не только заменили все коммуникации, но и осуществили полную перепланировку. От старого исторического здания остался лишь фасад, который тщательно отреставрировали. Мимо "Балчуга" проходим под Большим Москворецким Мостом, и сворачиваем влево. До Болотной набережной можно дойти либо по мосту, либо, не поднимаясь на него. Вначале наш путь лежит по участку Болотной улицы, которая затем переходит в набережную.
Болотная набережная проходит вдоль левого (северного) берега Водоотводного канала. В теплое время года на этом участке канала работают, установленные по центру фонтаны. Болотная набережная начинается от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и рекой Москвой, и заканчивается вблизи Малого Москворецкого моста. Набережная объединяет такие исторические районы Москвы как Берсеневка и Болото. Здесь по эстакаде к Якиманке через Берсеневку проложено продолжение пешеходного Патриаршего моста.
Через Водоотводный канал от Берсеневской набережной на Кадашевскую переброшен очень живописный Лужков мост. Мост построили в 1994 году, а назван он вовсе не в честь бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, а от истории этой местности, в прошлом называвшейся Царицыным лугом. Иногда этот мост называют еще мостом Поцелуев. На нем установлены оригинальные металлические деревья, все кроны которых увешаны разнообразными замками. Эти замки оставляют молодожены, поэтому на набережной в выходные дни часто можно увидеть свадебные кортежи. От моста вдоль набережной стоят еще 15 таких деревьев. Если пройти по Лужкову мосту прямо, то мы попадем в Лаврушинский переулок, прямо к Третьяковской галерее, но наш маршрут пролегает в другую сторону. Напротив Лужкова моста располагается Болотная площадь – историческое место, которое и в наше время часто оказывается в центре общественной жизни Москвы. В далеком прошлом на Болотной площади проходили казни, а сейчас здесь часто собираются представители неформальных движений, проводятся митинги политической оппозиции.
Заглянем в сквер, расположенный рядом с Болотной площадью со стороны набережной. Здесь находится скульптурная композиция "Дети – жертвы пороков взрослых", которая символизирует борьбу с человеческими пороками и злом. Автор композиции М.М. Шемякин создал один из самых интересных памятников Москвы. На площадке полукругом стоят фигуры, олицетворяющие такие пороки как Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война. Напротив них в центре располагаются фигуры мальчика и девочки с завязанными глазами.
Дойдем по Болотной набережной до Малого Каменного моста, а затем пройдем до начала эстакады, ведущей на Патриарший мост. Расскажем немного о Малом Каменном мосте. Нынешний мост был построен в 1938 году, и до 1941 года по нему проходила линия трамвая. Впервые же мост на этом месте появился в 1788 году, он был построен из дерева, а назывался Козьмодемьянским, по расположенной неподалеку церкви Козьмы и Дамиана. Дойдя до эстакады, сдвернем вправо, и проследуем до одного из самых красивых мостов Москвы – Патриаршего.
Патриарший мост был построен в 2004 году по проекту, разработанному архитектором М. Посохиным, художником З. Церетели и инженерами А. Колчиным и О. Чемеринским. Архитектурный стиль этого сооружения характерен для 19 века. Украшают мост изящные кованые фонари и решетки. Интересная деталь – мост строили вдоль противоположных берегов реки, а затем секции развернули и соединили. Таким образом, не нужно было прерывать привычную работу водного транспорта. С Патриаршего моста открывается один из самых прекрасных видов на Кремль и Москву-реку, а также величественная панорама храма Христа Спасителя, возле которого заканчивается мост. Здание храма, которое мы видим сейчас, было построено относительно недавно – в начале 2000-х годов, а изначально храм во имя Христа Спасителя на этом месте начали строить в 1839 году. Возведение храма посвящалось победе над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года. Это был символ благодарности Богу за помощь, а также напоминание о воинах, погибших в боях с захватчиками. Было несколько вариантов мест для строительства храма, но в итоге остановились именно на Алексеевском холме. Тот факт, что на этом месте уже существовал Алексеевский женский монастырь, никого не остановил. Монахинь переселили по другому адресу, а на месте монастыря стали возводить храм, который должен был стать главной вертикальной осью Москвы. Несмотря на то, что по существующему правилу в городе нельзя было строить здания выше колокольни Ивана Великого, для нового храма сделали исключение.
Более 15 миллионов рублей для строительства выделила государственная казна, а остальные средства на благотворительных началах собирали по всей России. Здание строилось в византийском стиле, в плане выглядело как равновеликий крест. Стены храма в толщину достигали 3,2 метра, высота основания до креста – 103,5 метров, а сам крест имел длину 8,5 метров. Стены строили из белого камня и кирпича, облицовка была из итальянского мрамора, шошкинского порфира и киевского лабрадора. Стены храма были двойными, внутри их вокруг всего здания проходили коридоры. На позолоту куполов и балюстрад храма ушло 422 килограмма золота и 176 тонн меди. Самый большой колокол весил 27 тонн. Судьба храма Христа Спасителя была нелегкой. Существует легенда, что все неприятности с ним случались от того, что настоятельница Алексеевского монастыря прокляла это место, когда ее вместе с другими монахинями переселяли на новое место. От момента принятия решения о строительстве, до завершения храма прошло около 50 лет, здание было готово в 1880 году, а в 1883 году его освятили. Но уже в 1931 году храм взорвали, он простоял практически столько же лет, сколько его строили.
Правительство молодой страны взяло курс на беспощадную борьбу с религиозными предрассудками, и храм, который являлся одним из главных архитектурных акцентов Москвы и мемориалом солдатам, погибшим в войне 1812 года, мог служить прекрасным примером серьезности этих намерений. На месте храма Христа спасителя было решено построить грандиозный Дворец Советов. На расчистку площадки от остатков сооружения ушло более полутора лет. Затем заложили фундамент и провели еще некоторые подготовительные работы, но начало Великой Отечественной войны помешало дальнейшему строительству.
В послевоенные годы осуществление очень дорогого проекта было неактуальным, да и новые изыскания на местности показали, что почва не выдержит такое тяжелое строение. В 1960 году на месте существующего котлована построили знаменитый открытый бассейн Москва, который существовал до 1994 года. В любое время года здесь можно было поплавать под открытым небом в огромном бассейне – место было очень популярным не только у москвичей, но и у многочисленных гостей столицы. Теперь на месте бассейна вновь стоит храм, на этот раз его строительство заняло намного меньше времени в сравнении с предшественником. При строительстве храма специальная комиссия следила за тем, чтобы он точно соответствовал канонам церкви. На этом наша прогулка закончена, при желании можно осмотреть храм Христа Спасителя не только снаружи, но и внутри, или отдохнуть в сквере.