Как добраться до Остоженка: ст. метро: Кропоткинская, Парк культуры.

Остоженка или Остожье – так называется историческая местность, расположенная в Москве между Пречистенской набережной и улицей Остоженкой. Остоженкой в старину назвали низкий пойменный участок на берегу Москвы-реки, занятый под луга и покосы. Скошенная и высушенная трава укладывалась в стога, от которых пошло название Остожье. Историки предполагают, что в далеком прошлом дорога, проходящая через Остожье, соединяла Киев и Смоленск с такими русскими городами как: Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Путь пролегал чрез Москву-реку в месте нынешнего Крымского моста.

Вблизи того места, где сейчас располагается улица Остоженка, когда-то находилось великокняжеское село Семчинское. Первое документальное упоминание о Семчинском встречается в завещании Ивана Калиты 1339 года. Это село числилось в завещаниях великих князей на протяжении двухсот лет, а также часто упоминалось в связи с московскими пожарами, бывшими в те времена делом обычным. В годы правления Ивана Грозного это село встречается в летописях в связи с пожаром 1547 года, и в связи с взятием в опричнину: "Повеле же и на посаде улицы взяти в опричнину от Москвы реки: Чертольскую улицу и с Семчинским сельцом и до всполья".

Еще одно село, которое располагалось в районе Остоженки – Киевец. Как можно догадаться из названия, здесь проживали выходцы из Киева. Н. М. Карамзин в своих трудах говорил о том, что в 1332 году на службу к Ивану Калите приехал боярин Родион Нестерович с сыном Иваном, а также прочими домочадцами и дворовыми людьми в количестве около 1700 человек. Обосновавшись на новом месте, выходцы из Киева установили деревянную церковь Николая, что на Киевцах. В 1691 году церковь перестроили в камне, и она продолжала существовать до 1772 года. Здание храма стояло на берегу Москвы-реки и постепенно, вода, размывая берег, создала опасность и для церкви. Храм разобрали, пустив его кирпичи на строительство ограды Зачатьевского монастыря, который строили на терртории Белого города, между остоженкой и Москвой-рекой.

Когда в 1935 году разбирали Успенскую церковь, стоявшую на Остоженке, из нее передали в Третьяковскую галерею старинную икону. После того, как икона была очищена и отреставрирована, выяснилось, что это образ Николы Зарайского, выполненный на рубеже 13-14 веков мастерами Киевской школы. Предание о том, что эта икона была вывезена из Киева, хранилось в роду Квашниных-Самариных, ведущих свою историю от тех самых выходцев из Киева, а именно – сына Родиона Нестеровича – Ивана Квашни. Известно, что эта икона находилась в церкви Николы на Киевцах. А после разборки храма ее передали в Успенскую церковь, где она и находилась до 1935 года.

Вернемся к древней Остоженке. Местность вокруг Семчинского и Киевцев была занята лугами, сено с которых предназначалось для княжеского двора. Луга эти простирались до Воробьевых гор, и в то время являлись очень важной составляющей великокняжеского хозяйства. В конце нынешней улицы Остоженки, у Крымского брода располагался Остоженный двор, по периметру окруженный небольшими деревянными постройками. На этих же лугах выпасали стада скота, принадлежавшего великим князьям.

Как уже упоминалось, Семчинское по завещанию Калиты перешло к его второму сыну Ивану Ивановичу. Вероятно, наследник обустроил здесь свой загородный двор. Собственно, селу принадлежал только один большой Самсонов луг, который располагался возле Новодевичьего монастыря. Все же остальные луга находились в великокняжеском владении.

Внутри Кремля у Боровицких ворот располагались государевы Аргамачьи конюшни. Конюшим путем (так называлось ведомство) управляли самые близкие к царю бояре. В своих духовных завещаниях первые московские правители обязательно упоминали о своих стадах, указывая кому и сколько голов лошадей должно перейти после их смерти. Многочисленные запасные стада и табуны стояли в лугах подмосковных Коломенского и Павшино. Особо оберегались выездные кони, которых выпасали на лугах Остоженки вблизи села Семчинского. 

По пути от Кремля к лугам стояли стога сена, отчего и улица, возникшая позднее вдоль этой дороги, стала именоваться Остоженкой. На этой улице, вначале селились различные чины Конюшенного двора, а возле села Семчинского была целая Конюшенная слобода. В конце 17 века за территорией Земляного города появилась новая Конюшенная слобода.

В 18-19веках на Остожнке появлись особняки, принадлежавшие известным людым, от фамилий некоторых взяли названия переулки, прилегающие к улице Остоженке. Самое первое в России Заведение искусственных минеральных вод было открыто в Москве именно в местности Остоженка. Его владельцем был доктор Христиан Лодер. Если раньше для того, чтобы пройти курс лечения на водах, нужно было отправляться на курорт, то сейчас можно было заглянуть в Хилков переулок, и пройти все необходимые процедуры. Стоимость курса была 300 рублей – по тем временам сумма баснословная. Пациенты клиники Лодера пили искусственно минерализованную воду, принимали ванны, и в обязательном порядке совершали в течение трех часов прогулки по обширному парку, спускавшемуся до Москвы-реки.

Остоженка прославилась в 1917 году в дни революции. Именно здесь велись ожесточенные бои за здание штаба Московского военного округа и Провиантские (Интендантские) склады.

Улица Остоженка носила это название вплоть до 1935 года, когда ее переименовали в Метростроевскую, в честь того, что здесь прокладывали открытым способом участок первой очереди московского метро. В 1986 году Остоженке вернули историческое название – первой из всех московских улиц. Район Остоженки и близлежащих переулков в советское время считался непопулярной окраиной Москвы, а сегодня - это улица с самой дорогой недвижимостью во всей столице.