Петровско-Разумовское


Адрес: ул. Тимирязевская, 49

Как добраться до усадьбы Петровско-Разумовское: ст. метро: Петровско-Разумовская, ст. МЦК Лихоборы, Коптево.

Усадьба Петровско-Разумовское - объект культурного наследия федерального значения. Усадьба была основана в 17 веке на территории одноименного села. С 1865 года на месте усадьбы располагается сельскохозяйственная академия (вначале Петровская, а сейчас – Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева).

Первое упоминание об этой местности встречается в 1584 году. В писцовой книге она значилась как пустошь Семчино на реке Жабне (приток реки Лихоборки). Пустошь относилась к селу Топоркову, принадлежащему боярину А.И. Шуйскому. Встречаются и другое название пустоши – Семницкая.

В 1623 году уже существовала небольшая деревенька Семчино, владельцем которой был еще один представитель династии Шуйских – Иван Иванович. В ней было всего два двора и три души мужского пола (в те времена в переписи учитывались только мужчины, мальчики в том числе). К 1646 году в деревне было уже 13 крестьянских дворов и 5 бобыльских дворов (одиноких крестьян), а население выросло до более чем 30 человек. В этот период владельцем деревни племянник И.И. Шуйского, Семен Васильевич Прозоровский.

В 1676 году Семчино приобрел боярин К.П. Нарышкин – отец жены царя Алексея Михайловича, в будущем - дед Петра I. По бумагам 1678 года число дворов в Семчине сократилось до 10, а число жителей было 33 человека.

В конце 17 столетия здесь уже существовала усадьба, и в ней жила боярыня Анна Нарышкина – бабка будущего императора Петра I, которая пожертвовала часть своей земли под строительство храма. Когда в 1692 году в Семчине построили церковь Петра и Павла, оно получило статус села. Тогда же Семчино начинают называть Петровским – по названию церкви.

Следующие данные переписи можно найти данных за 1704 год. В документах говорится, что владельцем усадьбы является сын Анны Нарышкиной, Лев Кириллович Нарышкин. Также в Петровском имеется каменная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла; двор вотчинников - в нем 5 человек, и дворы конюшенный и скотный - в них 18 человек. К селу Петровскому относилась и деревня Семчино с 12 крестьянскими дворами и 37 жителями.

Историю усадьбы Петровско-Разумовское можно отсчитывать от 1746 года, когда у села появился новый владелец – граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Граф женился на племяннице Петра I и фрейлине Екатерине Нарышкиной, а в состав ее приданого входило Петровское. Так появилось двойное название усадьбы: Петровско-Разумовское.

Граф Разумовский происходил из казаков, но, благодаря природным данным, хорошему образованию, а также помощи брата Алексея Разумовского (морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны) он сделал блестящую карьеру. Кирилл Разумовский стал графом, президентом Академии наук, гетманом Украины, одним из самых богатых людей в России. При Кирилле Григорьевиче речку Жабню перекрыли плотиной, и построили каскад живописных прудов, которые сохранились до нашего времени. Сейчас пруды называются Академическими (Большими Садовыми). При усадьбе разбили прекрасный парк со статуями и гротами. Архитектурным оформлением усадьбы занимался архитектор Александр Филиппович Кокоринов.

Сохранились воспоминания английского путешественника Кокса, который в 1772 году побывал в усадьбе Разумовского: "Имение это походит скорее на город, чем на дачу; оно состоит из 40 или 50 домов разной величины; одни дома кирпичные, другие деревянные; одни окрашены, другие нет; у графа Разумовского находятся здесь телохранители, множество слуг и оркестр музыки."

В 1803 году К.Г. Разумовский умер, и имение унаследовал один из его четырех сыновей, Лев Кириллович Разумовский. Он сделал усадебный парк открытым для гуляния "чистой" публики, а на Петров день здесь проводился общемосковский праздник, на который собиралось множество гостей. Во время войны 1812 года Разумовский с женой переехали в свое Тамбовское имение. В Петровском остановилась армия французского маршала Нея. Говорили, что в усадьбе побывал сам Наполеон. В итоге, когда законные владельцы вернулись домой, село было разграблено, а церковь осквернена. После войны значительно пострадали и окрестные леса – их вырубали для изготовления строительных материалов при восстановлении сгоревшей Москвы.

После того, как Лев Кириллович Разумовский умер, имение продали Ю.В. Долгорукову. В 1820 году в парке проводились праздники для жителей Москвы. Долгорукий не жалел денег на гуляния. По воспоминаниям некого почтмейстера Булгакова, в июне 1922 года праздник в Петровском продолжался весь день. Гостей ожидали: "Обед, ужин, гулянье, ярмарка, фейерверк, иллюминация, кокан (высокий шест, на котором закреплялся приз), жареный бык для своих людей и другой для народу, шар воздушный и, в заключение, большой бурак; когда он лопнул на воздухе, то из него полетели 10 тысяч экземпляров катренов, коими князь благодарит за посещение и просит всех возобновлять оное всякий год и в прочие дни, когда угодно."

Потом имение несколько раз меняло владельцев, а в 1847 году "Петровская дача" с частью села Владыкино и деревни Лихоборы была размежевана на 10 участков. Два крупных участка остались за владельцем усадьбы Павлом Александровичем фон Шульцем, а остальные отошли к другим владельцам. Однако работы по межеванию не были утверждены межевой канцелярией, и в ноябре 1860 года по императорскому велению вышел указ о приобретении всего владения Шульца в казну для "учреждения агрономического института, фермы и других сельскохозяйственных заведений". В итоге вся усадьба (723 десятин земли, в том числе 483 — господской и 40 — церковной) была выкуплена у Шульца за 250 тысяч рублей. Крестьян, проживавших на этой территории, выселили. Часть переселилась на земли села Владыкино, где образовались так называемые Петровские выселки. Около 100 десятин земли разделили на 110 участков для сдачи в аренду сроком на 96 лет. Остальная земля отводилась для академии.

В 1865 году в жизни усадьбы начался новый этап. Здесь была открыта Петровская земледельческая и лесная академия. К этому времени главное здание усадьбы порядком обветшало, и нуждалось в обновлении. За это дело взялся известный архитектор Николай Бенуа. На фундаменте старого особняка он построил новое здание в стиле барокко. Роскошный дворец венчают часы и колокол, отбивающий время каждый час. Окна остеклены особенными выпуклыми стеклами, изготовленными по спецзаказу в Финляндии. Отражаясь в этих сферических стеклах, солнечные лучи преломляются самым причудливым образом, создавая внутри затейливую игру светотени, а с улицы кажется, что окна светятся изнутри. Главный и парковый фасады этого корпуса значительно отличаются. Если фасад, обращенный к парку, выглядит изящным и эффектным, то главный фасад более официальный и сдержанный, как и положено учебному заведению. Что касается внутренних интерьеров, то из Бенуа проектировал с учетом самых современных тенденций того времени. Для занятий предусматривались просторные светлые аудитории, лаборатории, места для отдыха (рекреации) и прочее. К слову – это здание стало единственным крупным проектом Николая Бенуа в Москве.

Что касается устройства жизни в академии – то это было очень демократичное заведение. Для поступления сюда не сдавали экзамены, не требовалось и наличие аттестатов из других учебных заведений, студенты пользовались достаточно большой свободой.

Композиция усадьбы Петровско-Разумовское строится на двух пересекающихся осях. Основная часть строений располагается вдоль поперечной оси, которая соответствуют Тимирязевской улице. Изначально перед главным фасадом, который также выходит на Тимирязевскую, размещался многоугольный парадный двор, а сейчас на его месте располагается площадь. По обе стороны от главного здания находятся здания общежитий (циркумференций). Эти "крылья" также построены на фундаментах старого усадебного дома, только уже в 19 веке. Здания циркумференций образовали своеобразные подъездные ворота от Лиственничной аллеи к главному учебному корпусу и небольшой внутренний дворик. В 1928 году в дворике высадили сквер, а в 1929 году здесь появились яблони – их взяли из сквера возле храма Христа Спасителя. Главный дом и Большой садовый пруд соединены между собой Центральной аллеей.

Сейчас в дворике стоит памятник Тимирязеву, автор – скульптор М. Страховский. Климент Аркадьевич Тимирязев – выдающийся ученый в области физиологии растений, преподавал в академии с 1872 по 1894 годы. Какое-то время ученый жил на ее территории в деревянном доме, расположенном при въезде в академию со стороны центра. До нашего времени этот дом не сохранился, а вот дом первого садовника академии – Роберта Ивановича Шредера можно увидеть и сейчас. В честь Шредера назван Дендрологический сад при академии. На левом "крыле" закреплена мемориальная доска с информацией о том, что здесь учился русский писатель Владимир Галактионович Короленко. Также до нашего времени сохранился Конный двор, в здании которого сейчас работает кафедра молочного животноводства. Это сооружение представляет собой замкнутое каре с проездной аркой в восточной части.

Парк, прилегающий к академии, состоит из двух частей: регулярной и пейзажной. Регулярная часть примыкает к главному дому. В этом месте парк спускается от дома к пруду четырьмя живописными террасами. Пейзажная часть расположена возле Большого садового пруда. Когда-то планировка парка была очень четкой, а сейчас система прямоугольников и диагоналей сглажена, парк выглядит более "неформальным". Верхнюю террасу, укрепленную балюстрадой, когда-то украшали бюсты римских императоров. Сейчас на месте бюстов стоят вазы. Вторую террасу в наши дни украшают скульптуры-аллегории "Времена года", доставленные сюда из городской усадьбы Разумовских. И сейчас можно увидеть остатки грота с массивной дорической колоннадой. Этот грот был построен в пейзажной части парка в начале 19 века.

В 1917 году Петровско-Разумовское вошло в состав Москвы. Какое-то время после революции при Московском сельскохозяйственном институте действовала кафедра богословия, но после указа Совнаркома "об отделении церкви от государства и школы от церкви" ее упразднили. Домовую церковь превратили в обычный приходской храм. Спустя некоторое время из Петропавловской церкви изъяли ценности, а затем арестовали и отца Иоанна Артоболевского, который проводил службы. Священнику предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности, и в 1938 году расстреляли. В 1934 году Петропавловский храм разобрали, а кирпичи использовали для забутовки Тимирязевских бань, которые строились поблизости.

С Петровской (Тимирязевской) академией связана и история убийства 23-летнего студента Ивана Иванова. В 1869 году в академии существовала экстремистски настроенная революционная группа "Народная расправа", которую возглавлял Сергей Нечаев. Когда в Московском университете прошли очередные студенческие волнения, "нечаевцы" решили проявить солидарность – расклеить листовки и у себя в учебном заведении. Эта акция могла привести к закрытию академии или какой-то из ее частей, поэтому один из авторитетных членов кружка, И. Иванов, выступил против, озвучив свои доводы. Нечаев почувствовал угрозу раскола, и решил сплотить своих товарищей при помощи убийства. Обвинив Иванова в предательстве и сотрудничестве с властями, Нечаев организовал убийство. Для преступления был выбран старинный грот, располагавшийся в усадебном парке. До нашего времени этот грот не сохранился, его разрушили в 1890-х годах, а тот грот, который остался на территории усадьбы, не имеет отношения к этой истории. Нечаев планировал задушить Иванова шарфом, хотя, на всякий случай у участников преступной группы имелся и револьвер. Позднее выяснится, что двое из группы не были осведомлены об истинной причине визита в грот. План Нечаева не сработал. Сопротивлявшегося Иванова пришлось оглушить ударами по голове, а затем Нечаев добил жертву выстрелом в голову. Труп замотали в пальто одного из участников убийства и пустили по реке. Однако довольно быстро тело Иванова нашли и опознали (он находился на учете как революционер, поэтому полиции было знакомо его лицо). Четверо участников убийства получили сроки на каторге от 7,5 до 15 лет. Нечаев успел сбежать в Швейцарию, но уже в 1872 году России удалось добиться выдачи преступника, и Сергей Нечаев был приговорен к 20 годам каторжных работ (умер до отправки на каторгу).

Этот случай имел огромные общественный резонанс, и стал основой романа Ф.М. Достоевского "Бесы", а организатор убийства С.Г. Нечаев послужил прообразом Петра Верховенского – одного из главных героев романа.

На территории академии установлено несколько памятников и мемориальных досок. Один из памятников – Прянишникову Дмитрию Николаевичу, русскому агрохимику, биохимику и физиологу растений. Также посетители усадьбы могут увидеть памятные знаки в честь советского агрохимика Всеволода Маврикиевча Клечковского и советского ученого-овощевода Виталия Ивановича Эдельштейна, а также других ученых, внесших значимый вклад в развитие сельского хозяйства.

В 1954 года в бывшее село пришла массовая жилая застройка. В 1991 году здесь открылась станция метро "Петровско-Разумовская".


 

Историческая справка:


1584 г. – встречается первое упоминание об этой местности
1623 г. - уже существовала небольшая деревенька Семчино
1676 г. - Семчино приобрел боярин К.П. Нарышкин
1692 г. - в Семчине построили церковь Петра и Павла
1746 г. – село приобрел граф Кирилл Григорьевич Разумовский
1803 г. - имение унаследовал Лев Кириллович Разумовский
1860 г. - имение было выкуплено государством за 250 тысяч рублей
1865 г. – в Петровско-Разумовском была открыта Петровская земледельческая и лесная академия
1869 г. - в академии произошло резонансное убийство студента членами революционной группы "Народная расправа"
1917 г. - Петровско-Разумовское вошло в состав Москвы
1934 г. - Петропавловский храм разобрали
1954 г. - в бывшее село пришла массовая жилая застройка.
1991 г. - открылась станция метро "Петровско-Разумовская"