Адрес: ул. Забелина, 4; Малый Ивановский пер., 2
Ивановский женский монастырь в Москве известен как одно из самых мрачных мест. Точная дата возникновения Иоанно-Предтеченской обители неизвестна, а первое документальное упоминание относится к 1604 году. По одной версии – монастырь был основан в Китай-городе еще во времена правления Ивана III (конец 15 - начало 16 века). Согласно второй версии - Ивановский монастырь был построен Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Иногда годом основания монастыря называют 1540 год, хотя точных подтверждений этому не существует. Судя по архитектурным особенностям, первоначальная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была построена в 14-15 веках. Предание гласит, что в день освящения этой церкви, Елена Глинская родила сына, и назвала его в честь Иоанна. Ужасная гроза, бушевавшая в тот день, будто напророчила вторую часть имени будущего государя, прозванного Грозным. Известно, что устав Иоанно-Предтеченского монастыря отличался особой строгостью.
От имени главного собора получил название и сам монастырь. В народе обитель прозвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Крестителя является днем строжайшего поста.
Вплоть до 1764 года Ивановский женский монастырь в Москве не имел крепостных, а существовал на пожертвования верующих, царской семьи и состоятельных покровителей. Особое уважение монастырю оказывала семья первых Романовых, которые не только обильно жертвовали на монастырские нужды, но и часто посещали обитель.
Но Ивановский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто совершали насильственный постриг над многими женщинами знатного происхождения. Их семьи передавали монастырю значительные средства на содержание своих родственниц. Именно в этот монастырь под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Из Раскольничьей конторы сюда доставляли своих узниц. Раскольниц, истерзанных пытками, также привозили под покровом тайны. Затем их содержали в ″каменных мешках″ под надзором монахинь.
В числе знаменитых узниц Ивановского монастыря была Дарья Николаевна Салтыкова – Салтычиха. Здесь жестокая помещица, вошедшая в историю садистскими издевательствами над крепостными женщинами (среди жертв было лишь несколько мужчин и один мальчик), провела половину своей жизни. Салтычиха в течение 6-7 лет замучила до смерти приблизительно 140 человек, в том числе и детей не старше 12 лет. Конец зверствам Салтычихи был положен в 1762 году, когда ее беглые крестьяне Ермолай Ильин, потерявший трех жен, которых забила до смерти помещица, и Савелий Мартынов подали жалобу Екатерине II, только вступившей на престол. По приказанию императрицы дело было расследовано, Салтычиху предали публичной гражданской казни, а затем заточили в Ивановском монастыре. Для содержания душегубицы специально выстроили сруб без окон, а на входе всегда стоял стражник. Покаянная келья, как называли темницу, была вырыта в грунте, высота помещения не превышала трех аршин (2м. 10 см.). Таким образом, пленница все время проводила в темноте, лишь на время приема пищи ей приносили огарок свечи. Прогулки и разговоры с кем бы то ни было также были под запретом, нельзя было отправлять и получать корреспонденцию. Лишь настоятельница имела право говорить с Салтычихой для спасения ее души. Во время церковных служб Салтычиху выводили в место, где она могла бы слышать моление. В таких условиях помещица прожила 11 лет, а затем в ее жизни наступили некоторые послабления, в частности, ее перевели в помещение с окошком, через которое желающие могли поговорить с пленницей. Скончалась бывшая помещица в 1801 году.
Ивановская обитель была известна как острог для лиц исключительного положения. Узниками монастыря часто становились знатные, а иногда и царственные особы. Сюда была переведена из Покровского монастыря, что во Владимире, насильственно постриженная в монахини Пелагея Михайловна – вторая жена старшего сына Ивана Грозного. В 1610 году здесь была пострижена в монахини Мария Петровна Шуйская, которую насильно разлучили с мужем, царем Василием Ивановичем Шуйским.
Еще одна знаменитая пленница Ивановского монастыря – княжна Тараканова. Причем, это была не самозванка, арестованная в Европе Алексеем Орловым, а настоящая княжна. До достижения 11 лет дочь императрицы Елизаветы воспитывалась в России, а затем была отправлена в Голландию. За пределами России княжна жила под вымышленным именем до 40 лет, а по возвращении в Россию имела аудиенцию у императрицы Екатерины II, после которой согласилась удалиться от мира, чтобы не послужить оружием в руках противников власти. В двухкомнатной келье с окнами во двор княжна Августа (в иночестве Досифея) прожила 25 лет вплоть до своей кончины. Заточение княжны было в меру строгим и даже сопровождалось комфортом. В келье была изразцовая печь, а в услужении монахини была одна келейница, проживавшая в прихожей. Помимо суммы, назначенной казначейством, на содержание таинственной инокини поступали значительные суммы от дарителей, желавших остаться неизвестными. Со временем инокиня Досифея привыкла к своему положению, средства, которые были излишними раздавала бедным, жертвовала на строительство церквей. В годы царствования Павла I были разрешены посещения монахини Досифеи, и к ней иногда приходили гости. Погребена инокиня Досифея в Новоспасском монастыре – усыпальнице рода Романовых. Надгробная часовня на ее могиле, построенная спустя сто лет после ее смерти, сохранилась до сих пор у восточной стены монастыря. В Ивановском монастыре жила и блаженная схимонахиня Марфа
Постепенно Иоанно-Предтеченский монастырь из своеобразного острога превратился в обитель призрения для обездоленных. В монастыре была открыта иконописная школа, появились ясли для детей-подкидышей. Кроме того, здесь работало множество различных мастерских: швейная, башмачная, рукодельная с золотошвейной и ризничей для вышивания и изготовления облачения и церковных принадлежностей. Существовали классы церковного песнопения. Монахини с хорошим образованием занимались обучением неграмотных церковному чтению и Закону Божьему.
В 1812 году Ивановский монастырь оказался в центре бушующего пожара и сгорел дотла. На восстановление монастыря требовались значительные средства, поэтому обитель в 1813 году упразднили, отстроив только старинный собор и ряд келий. В кельях поселили работников Синодальной типографии. Собор превратился в приходскую церковь, а монахинь расселили по уцелевшим монастырям Москвы. Только в 1860-1879 годах монастырь был заново отстроен по проекту архитектора Быковского в стиле нео-ренессанса.
В русско-турецкую войну 1877 года в Ивановской обители работал лазарет для раненых, была открыта духовная библиотека. На монастырском погосте находились могилы известных в Москве семейств: Засекиных, Волконских, Волынских, Оболенских, Ордин-Нащокиных, Шаховских, Щербатовых.
В 1918 году Ивановский женский монастырь закрыли, а все его строения перешли к ВЧК-ОГПУ-НКВД. Какое-то время в них размещалась школа НКВД, а затем – заочная высшая юридическая школа, где она находится и сейчас. В 80-х годах монастырский собор занимал Центральный государственный архив Московской области.
В 1992 году часть бывших монастырских помещений была передана Братству святого князя Владимира. Также была открыта православная гимназия, а в больничном корпусе начала работать богадельня. В церкви святой Елизаветы возобновили богослужения. В 2002 году монастырь вновь стал действующим.
|
Историческая справка:
1604 г. - первое документальное упоминание об Ивановском монастыре
1610 г. - здесь была пострижена в монахини Мария Петровна Шуйская
1764 г. – до этого времени Ивановский женский монастырь в Москве не имел крепостных, а существовал на пожертвования
1768 – 1801 г.г. – в монастыре содержится помещица Салтычиха
1812 г. - Ивановский монастырь оказался в центре бушующего пожара и сгорел дотла
1877 г. - в Ивановской обители работал лазарет для раненых, была открыта духовная библиотека
1813 г. - монастырь упразднили
1860-1879 г.г. - монастырь был заново отстроен по проекту архитектора Быковского в стиле нео-ренессанса
1918 г. - Ивановский женский монастырь закрыли
1992 г. - часть бывших монастырских помещений была передана Братству святого князя Владимира
2002 г. - монастырь вновь возобновил деятельность