Шаламов Варлам Тихонович родился 5 (18) июня 1907 года в Вологде. Шаламов – поэт и прозаик, автор одного из самых известных публицистических циклов о жизни заключенных советских исправительно-трудовых лагерей в период 1930-1950 годы.

Варлам Шаламов родился в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать будущего писателя, Надежда Александровна, была домохозяйкой. В 1914 году Шаламов поступил гимназию, но окончить ее удалось лишь после революции 1917 года. В 1924 году юноша приехал в Москву, и поступил на работу дубильщиком на кожевенный завод. С 1926 по 1928 год ему удалось проучиться на факультете советского права МГУ, однако затем студента отчислили за сокрытие социального происхождения (при поступлении Шаламов не указал, что его отец – священник).

В автобиографической повести "Четвертая Вологда" Варлам Шаламов вспоминает о том, как формировались его убеждения, страсть к справедливости и желание за нее бороться. Уже в детстве он полюбил чтение, и читал самую разнообразную литературу: от Дюма до Канта.

Впервые Шаламова арестовали 19 февраля 1929 года. Его обвинили в участии в подпольной троцкистской группе и в распространении дополнения к "Завещанию Ленина". Социально вредный элемент" был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Первый срок будущий писатель отбывал в Соликамске, в Вишерском лагере. Здесь он работал на строительстве Березниковского химкомбината. В лагере Шаламов познакомился со своей первой женой – Галиной Игнатьевной Гудзь. В 1931 году писатель освободился, был восстановлен в правах, и какое-то время работал, чтобы накопить деньги для возвращения в Москву.

В 1932 году Шаламов вернулся в столицу, и начал писать очерки и фельетоны для профсоюзных журналов "За ударничество" и "За овладение техникой". В это время впервые печатаются рассказы Шаламова. Наиболее заметным событием стала публикация новеллы "Три смерти доктора Аустино" в журнале "Окятбрь" в 1936 году. В Москве Шаламов вновь встречается с Г.И. Гудзь, а в 1934 году пара поженилась, и в апреле 1935 года у Шаламовых родилась дочь Елена.

Спустя 5 лет, в 1937 году, Шаламова арестовали за "контрреволюционную троцкистскую деятельность". Какое-то время писатель провел в Бутырской тюрьме, а затем особое совещание присудило ему заключение с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах. На этот раз срок заключения был больше – 5 лет. Эти годы Варлам Шаламов провел на Колыме, в Северо-восточном и других лагерях ("Кадыкчан", "Арагала", "Джелгала". Он он работал в тайге, на золотых приисках, в геологоразведке, в угольных забоях.

В декабре 1938 года Варлама Шаламова арестовали по лагерному "делу юристов", и поместили в магаданскую следственную тюрьму. Четыре месяца писатель провел в тифозном карантине этой тюрьмы. В мае 1943 года Шаламова в очередной раз арестовывают. Солагерники донесли, что Варлам Тихонович допускает "антисоветские высказывания", а также одобрительно отзывается о писателе И.А. Бунине. По словам самого Шаламова, агитация состояла в том, что он назвал Бунина русским классиком. Наказание было еще более жестким: 10 лет лагерей с последующим пятилетним поражением в правах. Арестовали Варлама Тихоновича в мае, а осенью он попал в лагерную больницу в очень тяжелом состоянии. Условия содержания в лагере очень суровыми, и это закономерно сказалось на здоровье писателя. В очередной раз заключенного Шаламова арестовали также по доносу в антисоветской агитации в 1944 году, но срок на этот раз не дали, так как он уже отбывал наказание по этой статье. Летом 1945 года Шаламов вновь попадает в больницу, на этот раз, будучи на границе жизни и смерти. Медикам, которые были неравнодушны судьбе Шаламова, удалось его спасти, и ненадолго оставить в больнице на должностях культорга и подсобного рабочего. Однако вскоре заключенного направляют на рубку леса. Доведенный до крайности, Шаламов решается на побег, но убежать ему не удается, а в наказание заключенного направляют на общие работы на штрафном прииске "Джелгала".

Антисанитария, скудное и некачественное питание, плохие бытовые условия, истощающий труд довольно быстро подрывали здоровье заключенных, и вскоре Шаламов вновь попал в больницу. Лечил писателя врач А.М. Пантюхов, который порекомендовал Шаламова на восьмимесячные курсы фельдшеров, а после их окончания помог устроиться в Центральную больницу для заключенных "Левый берег". В это время Шаламов начинает писать стихи, которые затем войдут в цикл "Колымские тетради".

13 октября 1951 года срок заключения истек, но еще два года Варлам Тихонович по направлению Треста "Дальстрой" работает фельдшером в Поселках Оймяконского района Якутии, ожидая разрешения вернуться с Колымы, и заодно, чтобы заработать денег на дорогу. Он продолжает писать стихи, и через знакомого врача Е.А. Мамучашвили пересылает их в Москву Борису Пастернаку. Так завязалась переписка этих двух писателей. В ноябре 1953 года Шаламов приехал на несколько дней в Москву и встретился с семьей, а также знакомится с Пастернаком, который познакомил его с некоторыми литераторами.

Поскольку в приговоре фигурирует "поражение в правах", то в крупных городах, а тем более в Москве, Шаламову жить было нельзя. Варлам Тихонович уезжает в Калининскую область, и поселяется в поселке Туркмен (сейчас – Клинский район Московской области). Здесь он работает мастером на торфяных разработках и агентом по снабжению. В 1954 году Шаламов начинает составлять свой первый сборник "Колымские рассказы", а также расторгает брак с Галиной Гудзь.

В июле 1956 года Варлам Шаламов был реабилитирован за отсутствием состава преступления, после чего можно было вернуться в Москву, и женится на Ольге Сергеевне Неклюдовой. Знакомство произошло в 1956 году в доме Пастернака. Неклюдова была подругой Ольги Ивинской, с которой Пастернак провел последние 12 лет своей жизни. В последующие годы Шаламов продолжает работу над сборниками "Колымские рассказы", "Очерки преступного мира", "Левый берег", "Артист лопаты", работает внештатным внутренним рецензентом журнала "Новый мир", издает книгу стихов "Шелест листьев".

В Москве Шаламов вначале жил на Гоголевском бульваре, а затем на Хорошевском шоссе, в одном из писательских деревянных домов-коттеджей. С 1972 года писатель переехал на Васильевскую улицу, дом 2, корпус 6. В круг общения Шаламова входил Н.Я. Мандельштам и А.И. Солженицын, которому еще в 1962 году Шаламов писал: "Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна…Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде".

В 1966 году Шаламов развелся с О.С. Неклюдовой, а затем познакомился с Ириной Павловной Сиротинской, сотрудницей Центрального государственного архива литературы и искусства. Впоследствии Сиротинская стала близким другом писателя, правопреемницей, хранителем и публикатором его наследия.

В 1972 году в Свободном русском издательстве "Посев" в Германии без согласования с Шаламовым были изданы его "Колымские рассказы". Узнав об этом, писатель пишет письмо с протестом в "Литературную газету", так как считает, что издательство нарушило его авторскую волю и право. Также в своем письме Шаламов подчеркивал, что "проблематика Колымских рассказов давно снята жизнью". Говорили. Что письмо было написано под давлением КГБ, другие утверждали, что оно стало результатом невозможности донести свою работу до читателей на родине, а также расхождением во мнениях между Шаламовым и другими писателями. Как бы там ни было, а некоторые солагерники и писатели почувствовали себя преданными и прервали отношения с Шаламовым. В этом же году Шаламов издал книгу стихов "Московские облака", а также был принят в Союз писателей СССР. В 1977 году в связи с 70-летием Шаламов был представлен к ордену "Знак почета", но награду не получил. В 1978 году в Лондоне снова издали "Колымские рассказы", и вновь это случилось без согласования с автором.

В этот период здоровье писателя резко ухудшилось. Шаламов начинает терять слух и зрение, его терзают частые приступы болезни Меньера, сопровождающиеся потерей координации и равновесия. В 1979 году при посредничестве друзей и Союза писателей Шаламова принимают в пансионат для престарелых и инвалидов Литфонда в Тушине. В 1981 году писатель узнал, что ему присвоили премию французского Пен-клуба, но премию он так и не получил. Каковы были условия содержания в пансионате, можно узнать из воспоминаний Елены Захаровой, врача и переводчицы, которая провела рядом с Шаламовым последние полгода его жизни: "Такого рода заведения — это самое страшное и самое несомненное свидетельство деформации человеческого сознания, которое произошло в нашей стране в XX веке. Человек оказывается лишенным не только права на достойную жизнь, но и на достойную смерть."

15 января 1982 года после поверхностного обследования перевели в интернат для психохроников, где условия были еще более плачевными. Во время перевозки писатель простудился, заболел пневмонией, и не получая адекватного лечения умер 17 января 1982 года.

Несмотря на то, что Шаламов не был верующим, Захарова настояла на его отпевании. Похоронили писателя на Кузнецовском кладбище в Москве. На похороны пришло около 150 человек. На могиле Варлама Тихоновича установлен памятник работы его друга Федота Сукова, который тоже прошел через сталинские лагеря. В 2000 году неизвестные разрушили памятник: у него оторвали бронзовую голову, оставив постамент. Общественного резонанса это событие не вызвало и виновников не нашли. В 2001 году земляки Шаламова, металлурги АО "Северсталь" восстановили памятник.

По мотивам произведений Шаламова снято два художественных фильма, о его жизни и творчестве снято несколько документальных лент. Имя писателя присвоено астероиду.

Самые известные произведения

Рассказы:
"Колымские рассказы"
"Левый берег"
"Артист лопаты"
"Очерки преступного мира"
"Воскрешение лиственницы" "Перчатка или КР-2"
Стихи:
"Из первых таёжных тетрадей"
"Колымские тетради"
"Синяя тетрадь"
"Сумка почтальона"
"Лично и доверительно"
"Златые горы"
"Кипрей"
"Высокие широты"
Автобиографическая проза:
"Четвертая Вологда"
"Вишера (Антироман)"
Драматургия:
"Анна Ивановна" "Вечерние беседы"
"Воспоминания" "Моя жизнь — Несколько моих жизней"