Шухов Владимир Григорьевич


Шухов Владимир Григорьевич – русский и советский инженер, изобретатель, ученый, член-корреспондент и почетный член академии наук СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Труда. Шухов создал проекты первых российских нефтепроводов, а также разработал проект нефтеперерабатывающего завода, для оснащения которого использовали первые российские крекинговые установки. На счету Шухова не один уникальный проект, но большая часть людей знает его как создателя Шуховской башни (башни на Шаболовке). Именно Шухов впервые применил сетчатые оболочки для строительства башен и зданий, которые стали одним из самых распространенных приемов в авангардном стиле. Этот архитектор подарил миру форму однополостного гиперболоида вращения, придумав гиперболоидные конструкции.

Будущий знаменитый архитектор Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в провинциальном городе Гайворон Белгородского уезда Курской губернии в небогатой дворянской семье. По отцовской линии несколько поколений мужчин состояли на военной службе. Некоторые источники рассказывают, что первый Шухов получил дворянский титул от Петра I за отвагу, проявленную в Полтавской битве, но это дворянство было личным и по наследству не передавалось. Однако уже дед Владимира Григорьевича заслужил наследственное дворянство, и передал его своему сыну, Григорию Петровичу Шухову. Мать Владимира Григорьевича, Вера Капитоновна, происходила из знатной и состоятельной семьи курских помещиков Пожидаевых. В своих воспоминаниях Шухов описывал мать как умную, красивую женщину с довольно деспотичным нравом. В семье была еще старшая дочь – Надежда. Она была старше Владимира на год или два – неясность объясняется тем, что в некоторых документах датой рождения Шухова указан 1854 год.

Вера Капитоновна, привыкшая к более роскошным условиям жизни, была недовольна положением мужа, и, видимо, активно стимулировала его к карьерному росту. Почти сразу же после рождения сына, семья переезжает в Курск, а спустя еще три года – в Санкт-Петербург. Правда, в столицу Шуховы переехали без детей, а маленькие Володя и Надя жили у бабушки в деревне Пожидаевке. Бабушка научила внука читать, а кроме того, уже в Пожидаевке Володя начал осуществлять свои первые инженерные проекты: строит фонтан возле дома, сооружает на ручье маленькую действующую водяную мельницу. В 1860 году Григорий Петрович вместе с детьми побывал в гостях у академика, члена-корреспондента Петербургской академии наук Карла Христофоровича Кнорре в городе Николаеве. Карл Кнорре был астрономом Николаевской морской обсерватории, и, конечно же, Володя ее посетил. Увиденное произвело на мальчика сильнейшее впечатление, и стало еще одним стимулом к увлечению естественными науками.

В 1863 году Володя переезжает к родителям в Санкт-Петербург, и поступает в Пятую Санкт-Петербургскую семиклассную гимназию. Здесь мальчик проявляет способности к точным наукам, в особенности к математике, например, в 13 лет, обучаясь в четвертом классе, Володя нашел собственное оригинальное решение теоремы Пифагора. Правда, преподаватель поставил ему «неуд» за самонадеянность, посоветовав сперва выучить классическое доказательство.

В 1871 году, следуя совету отца, Шухов поступил на инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища (сейчас – Московский государственный университет им. Баумана). Обучение в училище велось по передовым на то время методикам, но обстановка была довольно суровой. Студенты не только изучали теорию, но и работали в мастерских: слесарной, токарной, модельной, литейной, кузнечной и других. Среди преподавателей были такие выдающиеся ученые как К.Д. Краевич, А.В. Летников, будущий «отец аэродинамиики» Н.Е. Жуковский, Ф.Е. Орлов. В годы учебы Шухов также общался с основателем Петербургской математической школы П.Ф. Чебышевым, а среди его друзей был П.К. Худяков – талантливый мальчик, поступивший на подготовительные курсы училища в десять лет.

Первым зарегистрированным изобретением Владимира Шухова стала паровая форсунка, которую впоследствии использовала при производстве паровых котлов «Контора инженера Бари». Этот механизм также украсил обложку книги Д.И. Менделеева «основы фабрично-заводской промышленности». Это изобретение Шухов сделал в последний год обучения в училище.

В 1876 году Шухов с отличием окончил училище, причем, его даже освободили от защиты дипломного проекта – это был знак признания выдающихся способностей студента. Академик Чебышев предложил Шухову место своего ассистента. Но научно-теоретическая и педагогическая работа не привлекала молодого инженера-механика. Ему хотелось применить свои знания на практике. Как раз в это время формировалась делегация для поездки на Всемирную выставку достижений промышленности, которая проходила в США, и в порядке поощрения Совет училища включил в состав делегации и Шухова. Именно там он познакомился с американским инженером русского происхождения Александром Вениаминовичем Бари, который принимал российскую делегацию, а также помогал в закупке оборудования и образцов для мастерских технического училища.

Вернувшись из США, Шухов поступил на службу в Управление Варшавско-Венской железной дороги на должность начальника чертежного бюро. Первым его заданием на новом месте было проектирование паровозного депо. Одновременно Владимир Григорьевич в качестве вольного слушателя стал посещать курсы Военно-медицинской академии. Подтолкнул его к этому друг семьи – известный русский хирург Н.И. Пирогов. В скором времени врачи диагностировали у Шухова начальную стадию туберкулеза, и посоветовали переехать из Петербурга в место с более теплым климатом.

В 1877 году Александр Бари, оставаясь гражданином США, вместе с семьей вернулся в Россию, и начал сотрудничать с Людвигом Нобелем – старшим братом и деловым партнером Альфреда Нобеля – учредителя знаменитой Нобелевской премии и изобретателя динамита. Помня о Шухове, Бари предложил ему сотрудничать. В этот период в Баку началось бурное развитие нефтедобычи, и Владимир Григорьевич вместе с Нобелем и Бари приступили к строительству первого в России нефтепровода, соединяющего Балаханы и Баку. Десятикилометровый нефтепровод создавал конкуренцию многочисленным владельцам гужевых повозок, которые занимались перевозкой нефти. Его неоднократно поджигали, и по всей длине приходилось выставлять караульне будки. В 1878 году нефтепровод ввели в эксплуатацию, и уже по прошествии первого года магистраль себя окупила. При помощи парового насоса по трубе в месяц перекачивали 841 150 пудов нефти. Диаметр трубы этого нефтепровода составлял 7,62 см (3 дюйма), по ней нефть прогонялась со скоростью 1 м/с, что позволяло перекачивать до 1 300 тонн нефти в сутки. Магистраль позволила сократить расходы на транспортировку нефти до половины копейки за пуд в сравнении с 9 копейками при транспортировке гужевым транспортом.

Здесь же, в Баку, Шухов разработал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. До этого нефть хранили в земляных или каменных хранилищах под открытым небом. В США использовался более технологичный способ – нефть собирали в открытые металлические прямоугольные резервуары. Конструкция цилиндрических емкостей, разработанных Шуховым, позволяла использовать более тонкий металл в нижней части, и еще более тонкий в верхней части резервуара.

В 1880 году в Москве открылась «Техническая контора инженера А.В. Бари» (позднее – «Строительная контора инженера А.В. Бари»), где Шухов проработал главным конструктором и главным инженером до 1915 года. Работа была ответственной и напряженной, некоторые знакомые говорили Владимиру Григорьевичу, что Бари его эксплуатирует. Шухов соглашался с этим, однако отмечал, что точно так же и он сам эксплуатировал своего друга и владельца фирмы, заставляя Бари соглашаться на воплощение самых необычных изобретений и новшеств.

Рассказывая о Шухове, то и дело приходится употреблять слово «впервые» и «первым», хотя, это вполне естественно, ведь речь идет о талантливом изобретателе. Даже если бы за всю свою жизнь Шухов изобрел только один пункт из списка своих работ – он уже был бы знаменитым – настолько значимыми являются его работы.

В 1880 году Шухов первым в мире изобрел форсунку, которая позволила осуществлять промышленное факельное сжигание мазута. Теперь в процессе производства можно было использовать и мазут, который раньше считали отходами нефтепереработки. Перечислять изобретения Шухова, которые оказали большое влияние на развитие промышленности, архитектуры и строительства можно долго. Список получится длинным, даже если упоминать наиболее выдающиеся работы. В 1891 году Владимир Григорьевич Шухов разработал и запатентовал промышленную установку для осуществления крекинга в жидкой фазе. Благодаря идеям и разработкам Шухова появились нефтеперегонные установки, трубопроводы, насосы, газгольдеры, водонапорные и телевизионные башни, нефтеналивные баржи и дебаркадеры, доменные печи и хлебные элеваторы, железнодорожные мосты и маяки, заводы-холодильники и морские мины, плавучие платформы для тяжелых орудий и многое другое.

Шухов является основателем нефтеналивного флота России. В Москве по его проектам создавали чертежи, а в Саратове и Царицыне (Волгограде) по этим чертежам собирали стальные баржи длиной от 50 до 170 метров, грузоподъемностью до 1 6000 тонн. В то время в Норвегии по заказу Нобеля уже строили танкеры, но российские были более надежными.

Вместе с сыном Карла Кнорре, Евгением Кнорре и Константином Лембке Шухов работал над универсальной методикой расчета водопроводов. Методику опробовали во время реконструкции московского водопровода, и затем по ней прокладывали водопровод в Воронеже, Тамбове, Харькове и других городах. За 15 лет работы в «Строительной конторе А.В. Бари» Шухов получил девять патентов: горизонтальный и вертикальный паровые котлы, нефтеналивная баржа, стальной цилиндрический резервуар, висячее сетчатое покрытие для зданий, арочное покрытие, нефтепровод, промышленная крекинг-установка, ажурная гиперболоидная башня. Что касается башни, то на Всероссийской выставке, которая в 1896 году проходила в Нижнем Новгороде, 32-метровая водонапорная шуховская башня произвела настоящий фурор. В то время подобные выставки были очень важными событиями в промышленно-технической и культурной жизни страны. Шухов принимал непосредственное участие в создании выставки. Владимир Григорьевич запроектировал для мероприятия восемь павильонов общей площадью около 27 000 кв.м. Половина павильонов имели висячее покрытие, а половина – новаторское сетчатое. Этот уникальный принцип опередил время почти на полвека. Подобные конструкции за рубежом появились лишь в 1930-х годах (Висячая кровля элеватора в Олбани – 1932 год, Французский павильон на выставке в Загребе – в 1937 году). Висячие и арочные конструкции Шухова положили начало новому направлению в строительстве, поэтому Шухова по праву причисляют к архитекторам. Всего в России и за рубежом по проектам архитектора Шухова было построено около 200 башен, в том числе и знаменитая Шаболовская башня в Москве, которая в настоящее время находится в аварийном состоянии. До нашего времени из этих 200 сохранилось всего около 20 сооружений. В неплохом состоянии сейчас находятся 32-метровая водонапорная шуховская башня в Николаеве и 70-метровый Аджигольский маяк, расположенный в Днепровском лимане вблизи Херсона. Что касается башни, которая демонстрировалась на нижегородской выставке, то позднее ее перевезли в село Полибино Липецкой области, где она находится и поныне.

Помимо Шаболовской башни, в Москве конструкции, разработанные Шуховым использовались при проектировании Музея изящных искусств им. Пушкина, Московского почтамта, Бахметьевского гаража, Киевского вокзала. По его проекту построены светопрозрачные перекрытия ГУМа, Петровского пассажа, Главпочтамта и стеклянный купол Метрополя. Вращающаяся сцена МХАТа в Камергерском переулке также была создана по проекту Владимира Григорьевича Шухова. Кроме того, под его руководством спроектировано и построено около 500 мостов. В 1932 году Шухов при участии архитектора М.Ф. Мауэра разработал и воплотил оригинальный проект, позволивший спасти минарет медресе в Самарканде – архитектурный памятник 15 века. После землетрясения башня минарета значительно отклонилась от вертикали, и возникла угроза ее обрушения.

Кстати, многие разработки Шухова было достаточно трудно внедрить в жизнь. По воспоминаниям профессора П.К. Худякова, который дружил с Владимиром Григорьевичем, высокопоставленные чиновники часто не одобряли проекты Шухова, так как они были чрезвычайно дешевы, и не позволяли получать «откаты». В советское время экономичность шуховских разработок оказалась востребованной. Прекрасным примером сочетания экономичности прочности, легкости и красоты могут служить те же гипердолоидные конструкции.

Иногда проблемы возникали по другим причинам. Так случилось и во время строительства Шаболовской башни. Когда во время монтажа одной из секций произошла авария, Шухова приговорили к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. Позднее, когда радиобашня была успешно достроена, обвинение во вредительстве сняли.

В годы советской власти без участия Шухова не обходилась ни одна масштабная стройка, в том числе Кузнецкстрой, Магнитка, Челябинский тракторный завод. Последним проектом, в котором Владимир Григорьевич принимал непосредственное участие – запуск завода «Советский крекинг» в Баку. Несмотря на то, что в то время Шухову было 79 лет, в первые дни работы завода он лично следил за ходом процесса.

Что касается личной жизни Владимира Григорьевича Шухова, то он был женат на Анне Николаевне Мединцевой. В их семье родилось пятеро детей: двое дочерей и трое сыновей (Ксения, Сергей, Фавий, Владимир, Вера). Сын Владимир умер в двадцатилетнем возрасте от холеры. Средний сын Фавий после смерти отца был сослан в Омск, где заболел туберкулезом и умер. Старший сын Сергей пошел по стопам отца, и стал инженером-строителем. Благодаря ему до нас дошел архив Владимира Григорьевича Шухова.

В последние годы жизни Шухов провел в уединении. Смерть жены, опасения за судьбу детей, вынужденный уход с работы – все это подорвало его силы и здоровье. Владимир Григорьевич не испытывал особой симпатии к советской власти, но отказывался от поступающих предложений переехать за границу, а возможно, и не имел возможности принять эти приглашения. В своем дневнике Шухов писал: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны». Все права на свои изобретения и все гонорары Шухов передал государству. В. Г. Шухов умер 2 февраля 1939 года в возрасте 85 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.

По воспоминаниям современников и из личных дневников Шухова можно узнать, что он был не только выдающимся инженером и архитектором, но и интересным человеком. Несмотря на такие впечатляющие результаты в работе, Шухов находил время для различных увлечений. Он любил оперу и театр, увлекался игрой в шахматы, конструировал мебель, занимался велосипедным спортом и даже становился победителем городских соревнований. Самым серьезным увлечением архитектора была фотография, в том числе и стереоскопическая съемка – способ, при котором объект снимают с двух ракурсов, создавая в итоге объемное движущееся изображение. Сравнить такую фотографию можно с популярными сейчас «гифками». Среди его друзей были многие известные люди того времени: ученые, художники, актеры, медики. В приветственном адресе, который сослуживцы поднесли Шухову в 1910 году, говорилось: «Мы не будем касаться здесь Ваших изобретений: они известны во всей России и даже за ее пределами. Но мы не можем обойти молчанием того, что, играя такую огромную роль в жизни и росте всего предприятия, Вы для нас были всегда доступным и участливым не только начальником, но и товарищем, и учителем. Каждый мог спокойно нести к Вам свое горе и свои радости в уверенности, что все найдет живой отклик у Вас…»


 

Историческая справка:

16 (28) августа 1853 г. – Шухов Владимир Григорьевич родился
1863 г. – Шухов поступает в Пятую Санкт-Петербургскую семиклассную гимназию
1871 г. - Шухов поступил на инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища
1876 г. - Шухов с отличием окончил училище
1877-1878 г.г. - работал на строительстве нефтепровода в Баку
1880 г. - поступил на службу в «Техническую контору инженера А. В. Бари»
1915 г. – завершил работу в конторе Бари
1894 г. – женился на Анне Николаевне Мединцевой
1922 г. – завершил строительство Шаболовской башни
1929 г.- передал патенты и право на гонорары государству
1928 г. - Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР
1929 г. Был избран почетным членом Академии наук СССР и получил Ленинскую премию
1932 г. – участвовал в восстановлении минарета в Самарканде и запуске завода «Советский крекинг
2 февраля 1939 г. – Владимир Григорьевич Шухов умер