Раушская набережная


Как добраться до Раушской набережной: ст. метро Новокузнецкая

Раушская набережная располагается в Замоскворечье между улицей Балчуг и Большим Устьинским мостом. Нумерация домов на Раушской набережной ведется от улицы Балчуг. На набережную выходят 1-й и 2-й Раушские переулки. В прошлом набережную еще называли Роушской, а до 1870 года она была Заяицкой набережной, названной так в честь Николы Заяицкого, построенной в 16 веке. Что означает "заяицкий" точно неизвестно. Возможно, оно означало "из-за Яика" (из Средней Азии) или произошло от яицких казаков, поселившихся в этих местах во время Великой Смуты. По одной из версий, "заяицкий" это ошибка в слове "заяузский", то есть, расположенный за Яузой.

То, что в 1870 году название набережной сменили, связано со строительством на Москве-реке новых мостов, в том числе и Устьинского моста. На карте Москвы под названием Раушской набережная появилась после 1874 года. Слово это является производным от "ровушек" – небольших канав, по которым из переполнявшегося старого русла Москвы-реки отходила во время половодий вода. Ровушки были выкопаны государевыми садовниками в конце 1495 года, когда Иван III поселил их здесь для обслуживания своих садов. Таким способом садовники создали дренажную систему, отводящую воду из своих дворов. Эти ровушки располагались вдоль восточной линии нынешней улицы Балчуг.

В первой половине18 века было принято ставить дома лицом на Садовническую улицу, и набережная Москвы-реки превратилась в задворки с плетнями и огородами. В то время не существовало даже проезда на набережную с Москворецкого моста. Деревянный мост через ровушки располагался напротив Садовнической улицы. После того, как столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, надобность в московских государевых садах постепенно отпала, и во второй половине 18 века участки вдоль будущей Раушской набережной принадлежали уже не садовникам, а состоятельным купцам и представителям дворянского сословия.

Когда в 1835 году на Москве-реке и Водоотводном канале были построены плотины и открылось судоходство, надобность в "Роушском" канале, состоявшем из старинных ровушек, отпала, и было решено его засыпать. Засыпкой канала занимался купец А.Г. Телепнев. За осуществление этой работы ему было обещано отдать засыпанную территорию, но в итоге Госдума взяла землю себе, использовав ее для расширения Балчуга. Телепневу же должны были выдать денежную компенсацию, которую он при жизни так и не получил. Только в 1879 году по ходатайству его дочери Н.А. Постниковой Госдума выделила ей как наследнице положенную сумму.

Постепенно Раушская набережная благоустраивалась, и в 1836 году деревянные укрепления берегов заменили каменными. После того, как в 1883 году в конце Раушской набережной вниз по течению построили Большой Устьинский мост, жизнь на ней оживилась. Еще более людной набережную сделал "толкучий рынок", который в 1899 году сюда перенесли с Новой площади.

На Раушской набережной располагается ряд интересных объектов, среди которых комплекс строений московской электростанции (дома под №6,8,10,12,14). Интересно, что одно из самых живописных мест в Москве, которое могло бы стать территорией строительства престижного жилья, было выбрано для возведения обычных производственных зданий. В то время в этой части Москвы появилось много индустриальных объектов, которые работали на угле и мазуте и нещадно дымили. В Москве начал ходить трамвай, старые паровые машины на заводах уже не справлялись с нагрузкой, система газового освещения улиц также не соответствовала современным требованиям. Все вместе это говорило о необходимости перехода на электроэнергию. В 1888 году начала работать небольшая электростанция на углу Большой Дмитровки и георгиевского переулка, но она не могла покрыть нужды города в электрической энергии, и было решено строить еще одну, более мощную электростанцию на Раушской набережной. Элестростанция была построена по проекту архитектора Н.П. Басина. А впоследствии ее перестраивали и достраивали архитекторы И.В. Жолтовский и В.Е. Дубовский. В частности Жолтовскому принадлежит авторство здания электростанции №6. Отойдя от привычных ему классических традиций, архитектор создал здание в стиле конструктивизма. Опыт получился неудачным, и эта работа Жолтовского даже не была включена в книге-апологии, посвященной архитектору. Новая электростанция на Раушской набережной была открыта в ноябре 1897 года. Заведовал ею выдающийся инженер Роберт Эдуардович Классон, в списке заслуг которого числится разработка гидродобычи торфа. В наше время здесь размещается головная контора Мосэнерго.

На Раушской набережной сохранилось и еще одно свидетельство времени – в стену одного из домов вмурована доска с горизонтальной отметиной. Надпись гласит, что эта метка обозначает "уровень весеннихъ водъ 12 апреля 1908 года". Это наводнение было самым сильным за время наблюдений. Уровень воды в Москве-реке очень быстро поднимался, и в сравнении с летними показателями поднялся на 9 метров. Что касается площади, которая пострадала от паводка, то она превышала 1 500 гектаров (1/5 территории Москвы). Число пострадавших от паводка достигло 180 000 человек, едва удалось спасти картины из Третьяковской галереи, была затоплена электростанция и половина города осталась без освещения. Сахарный завод Гепнера понес грандиозные убытки, а вода в реке приобрела сладковатый вкус. Затем вода окрасилась в желтый цвет – это вылилась краска из затопленного химического завода Ушакова.

От территории электростанции и до 20-го Раушского переулка расположился дом №22. Его история связана с московской чайной фирмой "Петр Боткин и сыновья", напрямую сотрудничавшей с Китаем и очень известной во всей России. Чай в Московии появился в 1638 году. Его привез посол Василий Старков. Монгольский хан чуть ли не насильно вручил послу чай в обмен на соболиные шкурки. И доставил этот странный подарок царю Михаилу Федоровичу. С того времени чай постепенно входил в дома москвичей, но особую популярность он приобрел в 19 веке.

Сразу за 2-м Раушским переулком можно увидеть церковь Николы в Заяицкой. Главный престол церкви освящен в честь Преображения, но называют храм по одному из приделов – Николая Чудотворца. Согласно одной из легенд, эту церковь построили заяицкие казаки, но на самом деле такого понятия не существовало. Были яицкие казаки, жившие на реке Яик, которые подняли бунт против власти. Екатерина II после подавления восстания велела переименовать реку в Урал, а казаков называть уральскими, чтобы стереть даже память о тех событиях. Вероятнее всего, что храм изначально назывался Заяузским, так как долгие десятилетия он замыкал перспективу поймы реки Яузы.

Первые документальные упоминания об этой церкви встречаются в 1625 году. Тогда она была деревянной, а в 1652 году ее перестроили в камне. В 1741 году здание церкви пришло в ветхость, и его разобрали. Заботы о строительстве новой церкви взял на себя состоятельный купец Емельян Яковлевич Москвин, но из-за его смерти строительство было приостановлено, и достроили церковь только в 1759 году. Благодаря тому, что в советские годы церковь решили использовать для производственных нужд, она уцелела, хотя и значительно пострадала.

На Раушской набережной под номером 2 располагается известная московская гостиница Балчуг Кемпински. Это старинное здание, которое существует с 1898 года. Тогда здесь работал ресторан пивоваренного завода. С течением времени дом не раз перестраивался и достраивался, менял владельцев. После реконструкции 1992 года Балчуг стал первой пятизвездочной гостиницей в Москве.