Берсеневская набережная


Как добраться до Берсеневской набережной: от ст. метро Полянка автобусом 700, троллейбусом 1; от ст. метро Боровицкая автобусом 6, троллейбусом 1, 33

Берсеневская набережная Москвы-реки располагается в районе Якиманка, принадлежащем Центральному административному округу Москвы. Берсеневская набережная начинается от стрелки острова и заканчивается у Каменного моста, выходя к улице Серафимовича. Москва-река располагается по нечетной стороне улицы.

У происходжения названия имеются две версии. Согласно одной, набережная была названа от старинного слова берсень, обозначающего крыжовник. По другой версии, названием послужила берсенева решетка, перегораживавшая в 16 веке улицу на ночь "от лихих людей", которую установил думный дворянин И.Н. Берсень-Беклемишев. 

В 1737-1745 годах Берсеневскую набережную укрепили сваями, расширили, и превратили в проезжую улицу. Тогда в этой местности существовало 25 дворов, расположенных поперек острова. В 1812 году территория прилегающая к Берсеневской набережной значительно пострадала от пожара, и ее восстановление затянулось на несколько десятилетий.

В 1734 году вблизи Болота в Верхних Садовниках был обустроен Каменномостский казенный питейный двор, позднее известный как Винно-Соляной двор. Это был крупный склад, с которого отпускали монопольную водку в кабаки Москвы. Во второй половине 18 века С. Волков построил на Всехсвятской улице ворота Питейного двора, которые украшала башенка. После того, как в 1863 году отменили винные откупы (право торговать водкой и вином, которое выдавало государство на определенный срок), строения Винно-Соляного двора стали сдавать под частные склады. В 1873 году Винно-Соляной двор выкупил город, и здесь хранилось всевозможное городское имущество. В конце двадцатых годов прошлого века эти склады снесли и на их месте построили здание, известное как Дом на набережной.

Официально Дом на набережной назывался Дом правительства, или Первый Дом Советов, а также Дом ЦИК и СНК СССР. Это комплекс строений, которые выходят своими фасадами на Берсеневскую набережную (дом 20) и улицу Серафимовича (дом 2). Здание располагается на острове, от которого отходят Большой и Малый Каменные мосты. Дом на набережной раскинулся на трех гектарах, всего в нем насчитывается 25 подъездов. Здание Дома правительства начали строить в 1927 году, причиной тому послужила нехватка жилых площадей для госслужащих, переехавших в Москву после того, как сюда перенесли столицу из Петербурга. Огромный комплекс построили уже в 1931 году. Квартиры здесь предоставляли ученым, партийным деятелям, героям Гражданской войны, Социалистического труда и Советского Союза, старым большевикам, писателям и прочим представителям советской элиты.

Автором проекта был Б.М. Иофан, ход строительных работ лично контролировал А.И. Рыков. Планировалось, что фасады здания будут красно-розовыми, похожими на стены Кремля, расположенного напротив, но такая отделка была чересчур дорогой и от нее отказались. Затем стены хотели оформить желтым подольским песчаником, но светлый фасад быстро утратил бы свою яркость из-за расположенной поблизости электростанции. В итоге дом был оформлен в сером тоне. В 12-этажное здание с 505 квартирами, один подъезд не имеет квартир. На каждом этаже располагается по две квартиры. Отделка и мебель во всех квартирах были одинаковыми, их также разработал Б.М. Иофан. В каждой квартире был уложен дубовый паркет, а потолки украшала художественная роспись, выполненная художниками-реставраторами из Эрмитажа. Мебель и бытовые приборы имели инвентарные номера. Площадь квартир достигала 300 квадратных метров, но кухни были очень маленькими, ведь все жильцы могли получать готовую пищу в спецстоловой.

Во дворе Дома на набережной можно было увидеть нетрезвого главу НКВД Ежова, танцующего в носках и галифе. На лавочке часто сидела и щелкала семечки мать Хрущева, приехавшая из деревни, а у фонтана играл на гармошке шахтер-ударник Алексей Стаханов.

В тридцатые годы многие жильцы этого дома были репрессированы. Такая участь постигла маршала Тухачевского. После его ареста спустя некоторое время арестовали и жену, а дочь отдали в детский дом. Очевидцы событий тех лет рассказывали об известном юристе Борисе Бранденбургском, также проживавшем в Доме правительства. В самом начале репрессий он начал вести себя необычно. Мог не пойти на работу, а отправиться гулять на набережную, приставая к прохожим с различными нелепыми вопросами. После одной из таких выходок Бранденбургского упрятали на два года лечиться на Канатчикову дачу. После того, как он выдержал этот срок, его выпустили, и все о нем забыли, и его семья была спасена.

С Домом на набережной связано множество интересных реальных и выдуманных историй. Так, до нашего времени сохранился сатирический портрет Сталина, написанный старым большевиком Лепешинским, проживавшим со своей семьей в этом доме. На главном плане изображен Сталин с красным лицом, выражающим довольство жизнью, а в темном уголке картины – маленький Ленин, сидящий на стуле. За такой портрет автора запросто могли сослать в лагеря или расстрелять, но картину не нашли, и все обошлось.

В Доме на набережной с семьей проживал удивительный мальчик Лева Федотов, который в своем дневнике смог достаточно точно предсказать некоторые будущие исторические события, в частности начало Великой Отечественной войны и многие ее ключевые моменты, а также развитие космонавтики и прочее. Правда, сам юноша отрицал какие-либо мистические корни совей прозорливости, он писал, что подобные выводы делал на основании изучения международной обстановки и ее анализа.

Ходят слухи, что в конце 90-х годов прошлого столетия диггеры обнаружили в катакомбах под Берсеневской набережной толстую тетрадь в кожаном переплете с названием "Лева Федотов. История Будущего", в которой рассказывается уже о нашем времени. Вплоть до изобретения адронного коллайдера, но это уже конечно выдумки.

Еще одна легенда Дома на набережной рассказывает о Дочери Командарма. Легенда гласит, что родителей этой девушки в годы репрессий арестовали во время рабочего дня, а вечером служба НКВД приехала и за ней. Дочь командарма отказалась впускать приехавших в квартиру, и предупредила, что застрелит из отцовского нагана каждого, кто попытается войти. О ситуации будто бы доложили наркому Ежову, и он приказал забить в квартире все выходы, отключить воду, электричество и телефон. Целую неделю девушка безрезультатно звала на помощь – соседи боялись даже подойти к квартире. Спустя какое-то время крики затихли. Неизвестно, умерла девушка от голода или застрелилась, но с того времени по ночам ее призрак бродит по набережной рядом с Театром эстрады. Считается, что после встречи с призраком Дочери командарма нужно дать милостыню первому встречному нищему, иначе будете наказаны ею. Некоторые жильцы Дома на набережной также рассказывают о странных явлениях, которые можно было наблюдать в доме, о звуках, исходивших из пустых квартир и прочем. В наше время в этом легендарном доме проживает 1 500 человек, около 80 из которых – в возрасте старше 80 лет В Доме на набережной сейчас размещается известный московский театр – Театр Эстрады.

Среди достопримечательностей Берсеневской набережной и здание кондитерской фабрики Красный Октябрь. Правда, поначалу фабрика носила имя своего основателя, немецкого промышленника Фердинанда Теодора фон Энейма. Энейм приехал в Москву в 1850 году, Поначалу он открыл производство по изготовлению пиленого сахара, а затем открыл на Арбате маленькую мастерскую, где производили шоколад и конфеты. В 1857 году Энейм познакомился с талантливым дельцом и своим будущим компаньоном Юлиусом Гейнсом. Они начали сотрудничать, и открыли на театральной площади кондитерский магазин. Заработав достаточное количество средств, компаньоны приобрели в Европе паровую машину и начали строить на Софийской набережной кондитерскую фабрику. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" было написано: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867". На этот момент фирма уже была очень известной, и имела несколько наград, полученных на различных мануфактурных выставках, в частности: на одесской в 1864 году, на московской в 1865 году.

Через некоторое время трехэтажного здания фабрики на Софийской набережной было уже недостаточно, и компаньоны начали строить более мощную фабрику на Берсеневской набережной.

Отличное качество продукции, яркая упаковка и грамотная реклама, а также современная техническая оснащенность фабрики быстро вывели ее в лидеры кондитерской промышленности. С течением времени Энейм отошел от дел, но Гейтс не стал менять название производства, которое имело широкую известность. Рабочий день на фабрике составлял 10 часов, рабочие жили в общежитии от фабрики, для их питания была открыта фабричная столовая. Также для рабочих имелся ряд льгот и своеобразный социальный пакет.

После Октябрьской революции фабрика была национализирована, в 1922 году ее переименовали в Государственную кондитерскую фабрику №1, а в 1922 году она получила название Красный Октябрь. Несмотря на это еще некоторое время в скобках рядом с новым названием стояло "Бывш. Эйнемъ" - так популярна была продукция этой фабрики. В 1994 году в здании фабрики Красный Октябрь открылся музей. В 2007 году производственные цеха вывели из центра города на Малую Красносельскую улицу, а в историческом здании остался только цех по производству шоколада ручной работы.

По адресу Берсеневская набережная, д. 2А располагается здание бывшего Московского Императорского яхт-клуба. Изначально члены яхт-клуба занимались только греблей. В 1911 году в яхт-клубе было 124 члена и 40 гребных и парусных судов. Кроме того руководство клуба занималось популяризацией плавания, стрельбы, фехтования, катания на буерах, лыжах и коньках. У Императорского яхт-клуба также была лесная станция с театральным фойе на Воробьевых горах, каток на Петровке, лыжная станция на Б. Царицынской и мастерские по ремонту гребных судов. 

Во время половодья на Москве-реке яхт-клуб организовывал спасательные станции. Главным меценатом и Командором клуба был С.Н. Шустов, директор товарищества "Н.Л. Шустов с сыновьями". Коньяк Шустов и сегодня знаком ценителям хороших алкогольных напитков. В 1966 году на территории Московсвого яхт-клуба снимался художественный фильм "Королевская регата". В наши дни этого яхт-клуба не существует, а его здание используется как гостиница. Во время своего визита в Москву здесь проживала Йоко Оно.

Берсеневская набережная богата достопримечательностями. Кроме уже перечисленных, здесь находится образец частного жилого строительства конца 17-начала 18 веков – палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, д. 20). Достоверных сведения о владельцах палат и об их строительстве нет, все, что можно об этом узнать, основано на старинных преданиях и легендах. Среди первых владельцев палат называют и Ивана Берсень-Беклемишева, и Малюты Скуратова. Первым хозяином усадьбы, о котором имеются документальные подтверждения, был богатый купец Аверкий Кириллов. Судя по тому, что царь Алексей Михайлович позвал Аверкия Кириллова на государственную службу и присвоил ему чин думного дьяка, возглавившего несколько приказов (министерств), это был очень дельный человек.

Аверкий Кириллов, близкий Нарышкиным, был жестоко убит в 1682 году во время Стрелецкого бунта, и его наследники продали дом польской семье Масловых. В 1700 году Масловы перестроили северный фасад палат в европейской манере. Здание палат было построено настолько добротно, что совершенно не пострадало во время взрыва храма Христа Спасителя, хотя, соседняя церковная колокольня была совершенно разрушена взрывной волной. В период с 1868 по 1923 годы в палатах размещалось Московское археологическое общество, а в наши дни здесь находится Российский институт культурологии. К сожалению, росписи, украсившие залы дома в петровскую эпоху, а также балкон, находившийся над главным входом, статуи и вазы, украшавшие крышу, до нашего времени не сохранились.

Из всех архитектурных и исторических памятников, расположенных на Берсеневской набережной, самую древнюю имеет церковь Николая Чудотворца. В 1390 году на этом месте стоял Никольский монастырь, в 1625 году здесь существовал деревянный храм "Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою", а в 1656-1657 годах деревянную церковь заменили каменной.

Церковь Николая Чудотворца оставалась действующей до 1930 года, а затем по просьбе коллектива Центральных государственных реставрационных мастерских, церковь закрыли. Затем снесли и колокольню, которая заслоняла свет, и мешала работе реставраторов. Церковь тоже должны были снести, но каким-то чудом она уцелела. С 1958 года в помещении храма святого Николая работал НИИ музееведения, а в 1992 году его передали верующим, и в нем проходят службы.