История Таганского района


Таганский район Москвы располагается в Центральном административном округе, в восточном и юго-восточном направлении по отношению к историческому центру Москвы – Китай-городу и Зарядью. Название району дала Таганная слобода, которая находилась на месте нынешних Радищевских улиц поблизости от Таганской площади. Слободу населяли кузнецы, занимавшиеся изготовлением таганов – треног для котлов, используемых в военных походах. Улицы Солянка, Солянский проезд, Воронцово поле, Таганская, Скотопрогонная Подколокольный переулок, Китайгородский проезд, Яузский бульвар и Котельническая набережная – эти названия знакомы многим, и все они относятся к Таганскому району.

Поскольку местность эта находится на Яузой, то в далеком прошлом ее так и называли – Заяузье. Здесь находятся самые древние следы человека на территории Земляного города, такие как домосковские поселения на Швивой горке и Лыщиковой горе. Уже после основания Москвы по Заяузью пролегли дороги в направлении Коломны и Владимира. В 1272 году в период правления сына Александра Невского, князя Даниила, Сарской епархии для устройства подворья отдали Крутицкий холм. Крутицкое подворье – один из древнейших исторических памятников в Москве. Подворье существовало и отстраивалось на протяжении многих веков, а некоторые постройки сохранилось до нашего времени. В Заяузье размещалось и Афонское подворье с храмом великомученика Никиты.

Нынешний Таганский район в те давние времена разрастался по мере того, как развивалась основная часть Москвы. Постепенно заселялась территория за пределами Кремля. В Заяузье, как и в других районах Москвы, подступы к столице стерегли монастыри. Здесь это были: Симонов, Крутицы, Новоспасский, Покровский, Андроников. Вокруг монастырских стен селились миряне, а также выселенные за черту города ремесленники, занимавшиеся промыслами, связанными с огнем. Так в Заяузье образовались Котельная (Котельническая набережная), Таганская, Гончарная и Кузнецкая слободы.

В 1380 году после победы на Куликовом поле по здешней дороге возвращался внук Ивана Калиты, Дмитрий Донской с войском. Победа была нелегкой, и многие не вернулись с поля боя, но эта победа навсегда освободила Русь от татарского ига. В честь победы и в память погибших воинов на Варварской площади (сейчас Славянская) заложили деревянную церковь. Число погибших было велико, поэтому перечислять имена всех святых, в честь которых они были названы, не представлялось возможным. В связи с этим церковь назвали во имя Всех святых, а поскольку она располагалась в местности с сенокосными угодьями (кулишками), церковь стали называть храмом Всех святых на Кулишках. После пожара 1488 года деревянная церковь сгорела, и вместо нее построили каменную.

То здание, которое мы можем увидеть на Славянской площади сейчас, было построено на основе старой церкви в 1687-1689. Затем церковь еще несколько раз перестраивали, но значительно это не повлияло на его внешний облик.

Городская черта отодвинулась за пределы Кремля и Зарядья только к 15 веку. Тогда на холме у ручья Рачка была построена усадьба великого князя с садами и храмом святого Владимира. Позже здесь был основан Ивановский монастырь. На исходе 16 столетия из всех царских садов в Заяузье остался лишь один, тот, который располагался южнее нынешней Солянки. Сама же Солянка к тому времени превратилась в важную торговую улицу.

Радиальная планировка улиц Заяузья сохранилась практически неизменной до наших дней. Сеть переулков, которая была сформирована в 17 веке, также сохранилась, за исключением тех переулках, которыми пожертвовали во время масштабной застройки в послевоенные годы.

После того, как были построены укрепления Скородома (1591—1592), начала заселяться местность восточнее Таганской площади. В 1653 году здесь был основан Покровский монастырь. Приблизительно в это же время здесь были образована Новая Воронцовская слобода, Рогожская слобода, Немецкая слобода, которая называлась Кукуй-город. Самой крупной слободой была Семеновская черная слобода пахарей, которая в 1653 году насчитывала 238 дворов. Вообще, в середине 17 века плотность населения в Заяузье была самой высокой во всей Москве.

Мало повлияли на Заяузье и реформы петровского времени. Подавление Стрелецкого бунта и последующие расформирование стрелецких войск, перенесение столицы в Санкт-Петербург и запрет на каменное строительство – все это не задело Заяузье. Когда при царице Елизавете каменной строительство в Москве возобновили, то дворянские усадьбы строились на западе района, а остальная его территория была заселена купцами и мещанами. На окраинах Заяузья начали селиться купцы-раскольники, здесь появилось известное старообрядческое Рогожское кладбище.

В 1764 году в период правления Екатерины II, на Васильевском лугу заложили Воспитательный дом, а позже в Заяузье выросли усадьбы Тутолмина и Баташева. Особняк Тутолмина, выросший на верхушке Швивой горки не уступал по градостроительной роли знаменитому Пашкову дому. Усадьба Баташова – состоятельного заводчика, занимала площадь около трех гектаров. Настоящим украшением не только усадьбы, но и всей Москвы стал прекрасный дворец.

Пожар 1812 года нанес Заяузью значительный ущерб. Мо дорогам этой местности отступала русская армия, и это был один из эпицентров пожара. В Яузской части осталось только 36 домов, в Рогожской - 63, в Таганской — 13. Благодаря тому, что в усадьбе Баташева располагался штаб маршала Мюрата, она уцелела, хотя и была значительно повреждена.

Когда в 1818 году единственная наследница рода Баташовых вышла замуж за генерала Д. Шепелева, в приданое она получила и дворец. Далее дворец перешел в дочери Шепелевых (Голициной по мужу), а в 1876 году Голицын передел усадьбу Совету общественного призрения, который устроил на ее территории Яузскую больницу, переименованную позже в Медсантруд. Больница занималась лечением московской бедноты. Очень важную роль сыграла Яузская больница в годы Великой Отечественной войны. Она превратилась в передовой хирургический госпиталь на 1000 коек. Именно в этом госпитале в 1943 году впервые в СССР начали применять пенициллин.

Спасли от огня и Воспитательный дом. Дом Тутолмина сгорел, и позже был восстановлен в значительно скромном варианте. Рядом с ним, на нынешней Гончарной улице был построен дом Рахманова в стиле ампир, а в 1822—1824 годах князь С. М. Голицын выделил средства на постройку Храма Николы в Котельниках, проект для которого разработал О. И. Бове. В этот период были построены еще три известных таганских храма: Мартина Исповедника, Симеона Столпника за Яузой (оба по проекту арх. Р. Р. Казакова) и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Все они сохранились до наших дней.

Еще одна яркая жемчужина Таганского района – усадьба Усачевых-Найденовых, построенная на высоком берегу Яузы по проекту знаменитого архитектора Д. Жилярди. Главный дом построен в стиле позднего классицизма, а парк является замечательным образцом садово-паркового искусства.

В 19 веке Таганка вместе с Замоскворечьем стали местом обитания купечества в Москве. Здесь располагался один из лучших московских рынков с богатыми лавками, в которых можно было найти продукты на самый изысканный гастрономический вкус. Жители Таганки были преимущественно богатыми, имевшими дела с иностранцами, и перенимавшими у них внешние манеры. К концу 19 столетия на территории Таганского района начинают селиться представители рабочего класса, и из торгово-ремесленного он превращается в индустриальный. Вплоть до середины 20 века в Рогожской и Яузской частях района действовало очень много промышленных, в том числе и текстильных предприятий. В 1886 году страшный пожар почти полностью уничтожил Рогожскую слободу. Сохранилось лишь Рогожское кладбище старообрядцев, где хранились их реликвии.

Когда в 1885 году московским городским головой был избран Н.А. Алексеев, 32-летний уроженец Алексеевской слободы, он стал инициатором кардинальной модернизации коммунального хозяйства, в первую очередь – санитарному состоянию. Именно тогда был реконструирован Мытищинский водопровод. Многочисленные скотобойни, располагавшиеся в разных районах Москвы, закрыли, а вместо них построили централизованные бойни в Калитниках. Вблизи Крутицкого подворья находилась свалка нечистот, и на ее месте была построена канализационно-насосная станция, а затем стала налаживаться канализационная сеть. На свои средства Н.А. Алексеев построил школу на улице Николоямской, где сейчас работает музыкальная школа его имени. По примеру Алексева и другие предприниматели начинают финансировать школы и лечебные учреждения.

Изменения в застройке района проходили медленно. Если на западе Москвы на рубеже 20-го столетия появилось много доходных домов в пять-шесть этажей, то на Таганке подобные здания были редки. Единственным исключением стала Тележная улица, которая выгорела во время пожара 1886 года. Очень мало в Таганском районе и зданий в стиле модерн, который был популярен в начале 20-го столетия. Особняки в стиле модерн здесь можно пересчитать по пальцам: здание фабрики Эрманс (архитектор В. И. Ерамишанцев), доходный дом по Большой Коммунистической, 14, особняк по Большой Коммунистической, 36.

Первый жилой дом в Москве, который был построен после Октябрьской революции, вырос на Таганке. Дом принадлежал заводу Динамо, и был торжественно заселен в октябре 1923 года. Располагался он на улице Сорокосвятской, которую затем переименовали в Динамовскую. Во второй половине 20-х годов на окраине Таганского района был построен микрорайон для рабочих, а в Калитниках, где раньше располагались бойни, заложили новый мясокомбинат, который сейчас известен как Микояновский.

Согласно сталинскому плану реконструкции Москвы, Через Заяузье должна была проходить одна из трех главных столичных магистралей, для чего таганский холм нужно было прорезать тоннелем, а на Таганской площади выстроить впечатляющий архитектурный ансамбль. На площади и прилегающих к ней улицах не должно было остаться ни одного старого дома. Между Котельнической набережной и улицей Гончарной на склоне холма хотели построить парадный ряд жилых домов с зелеными террасами, спускающимися до самой реки. Но проекты эти были осуществлены лишь частично. В частности, в 1938—1940 по красной линии Котельнической набережной был сооружен жилой дом, после войны превратившийся в крыло знаменитой сталинской высотки.

Фактическая реконструкция центральных кварталов Таганского района была также фрагментарной. Была преобразована Хитровка, а именно: перестроена Хитровская площадь, разогнан Хитров рынок, а в целом же застройка осталась малоэтажной, какой мы ее видим и сейчас. Самым значительным довоенным преобразованием стало благоустройство набережных и строительство новых Большого Устьинского и Большого Краснохолмского мостов. Таким образом, район Таганки практически не пострадал в 30-е годы, сохранив свой исторический облик.

Стремительные изменения в архитектурном облике Таганского района начались после 1945 года, когда город стал отстраиваться после Великой Отечественной войны. Здесь появились станция метро Таганская. По соседству с невысокими старыми зданиями в 50-60-е годы массово начали возводить пятиэтажные хрущевки. Несколько позднее на Николоямской были построены четыре девятиэтажных дома, а на Яузском бульваре выросла 14-этижная башня.

В 1970-е годы на Таганской площади снесли торговые ряды, построенные О. Бове, и превратили ее в широкую современную магистраль. Кроме того, был вырыт 66-метровый тоннель, который был запланирован генпланом еще в 1935 году.

В 1973 году московские власти создали в центре города девять заповедных зон, в число которых вошло и Заяузье в черте Садового кольца. Теперь здесь можно было строить здания "архитектура и этажность которых определяются в композиционной увязке с существующей застройкой". Таким образом, району удалось избежать массовой застройки типовыми домами.

Но это касалось лишь части района внутри кольца, что касается территорий за Садовым кольцом, то они подверглись интенсивной панельной застройке, которая практически бесследно уничтожила историческую среду местности, соседствующей с Камер-Коллежским Валом.

В последние годы в заповедной зоне Таганского района выросла всего одна высотка, а на Котельнической набережной среди зданий 1940-1970 годов, вырос офис МДМ-Банка, построенный в стиле модерн с элементами конструктивизма. В то же время, были отремонтированы и переданы церкви некоторые храмы Заяузья, а в некоторых реставрационные работы еще идут. Но, к сожалению, достаточно частым явлением и в советские годы, и сейчас является надстройка и расширение старого фонда, что часто приводит к разрушению исторических зданий или утрате ими исторического декора.

Такая участь постигла дворец Тутолмина, который в результате перестроек в 30-е и 90-е годы совершенно утратил былое великолепие. Здание, расположенное по адресу Таганская площадь, 88, в 2004 году было лишено античных портиков и обзавелось мансардой из гофрированного железа. Тем не менее, кварталы в районах Воронцова поля, Яузского бульвара, Алексеевских, Радищевских и Гончарной улиц пока сохраняют свою индивидуальность.

 

Историческая справка:

1272 г. – было основано Крутицкое подворье
1380 г. – построена церковь Всех святых на Кулишках
1488 г. - деревянная Всехсвятская церковь сгорела, и вместо нее построили каменную
1653 г. – в районе Таганской площади был основан Покровский монастырь
1687-1689 г.г. – была заново выстроена церковь Всех святых на Кулишках
1764 г. - на Васильевском лугу заложили Воспитательный дом
1812 г. – в ходе пожара почти все Заяузье выгорело
1876 г. – бывшая цувадьба Тутолмина была передана Совету общественного призрения, который устроил на ее территории Яузскую больницу
1822—1824 г.г. - князь С. М. Голицын выделил средства на постройку Храма Николы в Котельниках, проект для которого разработал О. И. Бове
19 в. - Таганка вместе с Замоскворечьем стали местом обитания купечества в Москве
1886 г. - страшный пожар почти полностью уничтожил Рогожскую слободу
1923 г. – был построен первый жилой дом в Москве за послереволюционный период
1938—1940 г.г. - по красной линии Котельнической набережной был сооружен жилой дом, после войны превратившийся в крыло знаменитой сталинской высотки
1970 г.г. - на Таганской площади снесли торговые ряды, построенные О. Бове, и превратили ее в широкую современную магистраль
1973 г. - московские власти создали в центре города девять заповедных зон, в число которых вошло и Заяузье в черте Садового кольца