История района Строгино


Название района Строгино произошло от старого подмосковного села, которое в 1570 году было известно как Острогино. Более поздние упоминания об этом селе, которые относятся к первой половине 17 века, позволяют считать, что в годы Великой смуты оно было разорено. В 1627 году Острогино входило в состав владений села Хорошева, являвшегося собственностью великой государыни инокини Марфы. Матери царя Михаила Романова. В годы правления Бориса Годунова ее насильно постригли в монахини. Церковь Святой Параскевы, существовавшая в Острогино, в Смутное время также была разрушена, но постепенно село возрождалось. В документах 1646 года указано, что в селе имеется 9 дворов и 11 жителей.

После смерти инокини Марфы Острогино вошло в состав Хорошевской конюшенной волости, за которой числилось на протяжении нескольких десятилетий. В 1690 году из Приказа Большого Дворца деревня Острогино перешла к боярину Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину — дяде Петра I. При нем в Острогине была заново выстроена деревянная часовня Параскевы Пятницы, в то время здесь числилось 28 крестьянских и бобыльских дворов. На протяжении последующих лет Острогино и соседнее Троице-Лыково принадлежало Нарышкиным, а затем Разумовским. 

В 1760 годах в селе числилось 56 дворов и около 350 жителей, и численность населения постепенно росла. Местные жители занимались извозом, торговали молоком, а это приносило хороший доход. Согласно ревизским сказкам некоторые крестьяне наживали средства, позволявшие им выкупиться на волю.

Во время Отечественной войны 1812 года Острогино было разорено и разграблено, но после того, как наполеон был разбит, село быстро возродилось. С начала 19 века деревню переименовали в Строгино. В середине 19 столетия владельцем села стал Николай Александрович Бутурлин, тогда здесь проживало 730 жителей и стояло 75 дворов.

После крестьянской реформы 1861 года жители деревни начали покидать свои дома, и отправляться на заработки в Москву. Так, Строгино ушло 48 мужчин и 45 женщин. Из наиболее ярких событий того периода, которые произошли в Строгине, можно упомянуть строительство часовни во имя Александра Невского в 1887 году.

Перед началом Первой мировой войны в Строгине работали торговые лавки, трактир, чайная, постоялый двор. Также в селе имелась пожарная дружина, существовавшая на земское пособие. Сохранились воспоминания старожилов, из которых можно узнать, что на заливных лугах вблизи села паслось огромное стадо. Некоторые сельские жители занимались скупкой и продажей мяса. Помимо перечисленного в Строгине имелась изба-читальня и школа-четырехлетка.

После Октябрьской революции население Строгина увеличилось, а площадь обрабатываемых земель наоборот, намного уменьшилась, из 267 дворов 114 были безлошадными. Немногие семьи продолжили заниматься кустарными промыслами, 48 человек занимались извозом – они перевозили в Москву песок и гравий.

В ходе коллективизации в 1929 году в Строгине прошла коллективизация. Здесь раскулачили 30 семей, некоторые из которых успели уехать до начала репрессий. На базе села был организован колхоз имени К.В. Уханова. В 1934 году началось строительство канала Москва-Волга. И вблизи села появились бараки, в которых жили строители-заключенные.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в этой местности проводились испытания танков-амфибий, а затем здесь разместились зенитные батареи. После того, как немецкие войска были отброшены от границ Москвы, на территории Строгина формировалась 1-я автоколонна, перевозившая продукты в блокадный Ленинград.

После войны колхозники занимались овощеводством и молочным скотоводством. В начале 50-х годов в селе был построен птичник, высажено несколько яблоневых садов. После укрупнения, последовавшего в 1954 году, местный колхоз вошел в состав колхоза имени Кирова, с центром в селе Троице-Лыково.

В 1960 году Строгино вошло в черту Москвы. Согласно Генеральному плану строительства Москвы, окрестности Строгина должны были превратиться в зону отдыха с песчаными пляжами и прудами. Песок и гравий из местных карьеров брали для строительства Москвы, и в середине 60-х годов в Строгине возникло большое водохранилище, отделенное от реки только узкой полосой берега.

В конце 1970-х годов в Строгино развернулось массовое жилое строительство. На месте бывшей деревни выросли современные микрорайоны, а от сельских построек не осталось и следа.

Еще один населенный пункт, который располагался на территории нынешнего района Строгино – деревня Троице-Лыково. Первые упоминания о нем можно встретить в документах конца 16 века, тогда здешнее поместье принадлежало князю Борису Михайловичу Лыкову. На месте Троице-Лыкова стояла деревня Черевково, а в двух верстах от нее, на краю Серебряного бора располагалось село Троицкое. Черевково было приписано к Троицкому и являлось его приселком.

Борис Михайлович Лыков происходил из княжеского рода Оболенских. Его карьера на протяжении жизни пережила несколько взлетов и падений. Имение, впоследствии известное как Троице-Лыково, ему за службу пожаловал Василий Шуйский. Когда на престол взошел Михаил Романов. Благодаря родству с царской фамилией Лыков вновь оказался в числе приближенных к власти. В своей деревне Черевково он построил деревянную церковь Живоначальной троицы, и назвал ее селом Новым Троицким, впоследствии Троице-Лыковым. В старое Троицкое Лыков перевел крестьянские дворы и сменил его название на Черевково. В 1627 году в Троице-Лыкове имелась церковь, двор вотчинника, и пять людских дворов. 

За несколько десятков лет Лыков значительно расширил границы своего подмосковного владения. В 1620 году он приобрел у князя Вишневецкого пустоши Верхнее Рублёво и Лукино, и заселил туда крестьян. Согласно информации за 1646 год уже в Троице-Лыкове числилась боярская усадьба, скотный двор, 16 дворов и 27 жителей.

Поскольку трое детей Лыкова умерли еще в раннем возрасте, а его жена ушла в монастырь, после смерти хозяина имение перешло в Дворцовое ведомство. В сентября 1690 года Петр I пожаловал Троицкое, Черепково, Рублево и Лукино своему дяде Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину. Некоторое время спустя ему передали также деревни Острогино и Мякинино.

Нарышкины построили вместо старой деревянной церкви новую каменную. Старое здание храма не уничтожили, а разобрали, перенесли в сад и переосвятили во имя Успения Божьей матери. Старый храм простоял еще около двухсот лет, местные жители использовали его в качестве зимней церкви. 

Новая каменная церковь, построенная в Троице-Лыкове в 1703 году, сохранилась до наших дней. Согласно преданию, первый камень при строительстве заложил сам Петр I. Строила церковь артель во главе с Яковом Бухвостовым, опытным и талантливым зодчим, крепостным окольничего М.Ю. Татищева. Здание храма отличается особой пышностью и декоративностью, это касается и внешнего оформления, и внутреннего интерьера. Существует описание села, датированное 1704 годом. По этим данным здесь существовали две церкви, боярская усадьба, конюшенный, скотный и птичий дворы, а также двор приказчика.

Имение переходило из рук в руки среди рода Нарышкиных, и в середине 18 века его хозяйкой стала Екатерина Ивановна Нарышкина. Это была одна из самых богатых невест своего времени, которой также принадлежали такие села как Черкихово и Петровское. Исполняя волю императрицы Елизаветы Петровны, Екатерину Нарышкину выдали замуж за родного брата фаворита императрицы, Кирилла Григорьевича Разумовского.

Для устройства своей подмосковной резиденции Разумовский выбрал Петровско-Разумовское, а Троице-Лыкову особого внимания новый хозяин не уделял. В 1784 году Кирилл Григорьевич подал прошение Екатерине II о разделе своих земель между своими сыновьями. Согласно его пожеланию Троице-Лыково должно было перейти к старшему сыну Разумовского, Андрею Кирилловичу, известному дипломату, который большую часть своей жизни проводил за границей.

Что касается села, то во второй половине 18 века оно активно разрасталось. К этому времени почти вдвое увеличилось число дворов, а также на одну треть выросло количество жителей. На жизнь местные жители зарабатывали различными способами. Часть занималась сельским хозяйством, другие продавали певчих птиц в Охотном ряду или сплавляли лес по Москве-реке. Женщины плели кружева, вязали чулки и прочее.

В 1804 году Разумовские продали имение Троице-Лыково Бутурлиным, и село после некоторого упадка вновь возродилось. Во время наполеоновского нашествия, несмотря на то, что в Троице-Лыкове квартировали французские солдаты, ни один дом не сгорел. А вот соседние деревни Черепково и Рублево были сожжены полностью, в Строгине и Мякине сгорела часть домов.

С 1834 года владельцем села стал Николай Александрович Бутурлин. В 1852 году при нем в Троице-Лыкове было 54 двора и 420 жителей. Старая деревянная Успенская церковь сильно обветшала, и назрел вопрос о строительстве нового, более вместительного здания. Средства на строительство завещала мать Бутурлина, 25 000 рублей отводилось на само строительство, и 10 000 рублей на украшение храма. Новый Успенский храм с приделами святителя Николая и великомученицы Екатерины был готов в 1852 году. Согласно архитектурным веяниям того времени в его облике смешались отголоски неоклассицизма, псевдорусского и византийского стилей.

После отмены крепостного права у Бутурлиных осталась только усадьба, и в 1876 году они продали имение потомственному почётному гражданину купцу и промышленнику Ивану Ивановичу Карзинкину. Село в то время имело тройное название – Троицко-Лыково-Бутурлино. Здесь имелось земское училище, конный завод, трактир и лавка, а также 88 дворов с более чем 700 жителями.

И отец Иван Иванович, и его старший сын Сергей Иванович в полной мере понимали, какая историческая ценность попала к ним в руки. Они всеми силами старались сохранить старую деревянную церковь, и начали работы по ее реставрации. Сергей Иванович умер в 1886 году в возрасте 40-ка лет, не успев завершить реставрационные работы, и их продолжила его вдова Юлия Матвеевна.

Юлия Матвеевна осталась с 11 детьми на руках, и взяла на себя как управление имением, так и все торговые дела мужа. Только в 1899 году ее старший сын Сергей Сергеевич женился на Елизавете Васильевне Сидневой, и занялся имением. Сергей Сергеевич многое сделал для Троице-Лыкова. На свои средства он содержал сельскую школу, построил амбулаторию, которая обслуживала весь местный приход (одно село и пять деревень). Кроме того, он оплачивал содержание лодок на переправе через Москву-реку.

В своей усадьбе, которую стали называть по фамилии владельцев, Карзинкины построили новый трехэтажный дом на 47 комнат. К хозяевам часто приезжали многочисленные гости, среди которых были: Ф.И. Шаляпин и его семья, художники Васнецовы, семьи Третьяковых и Гнессиных.

Юлия Матвеевна, удалившись от хозяйственных дел, посвятила себя служению религии. Рядом с Успенской церковью она построила двухэтажное здание, в котором разместилась богадельня. Также Юлия Матвеевна планировала организовать женскую Свято-Троицкую общину при Троицкой и двух Успенских церквях, но смерть прервала осуществление ее планов. 

У Сергея Сергеевича и его жены Елизаветы Васильевны было девять детей. Учитывая тот факт, что в доме практически всегда было много гостей, в глубине сада построили еще один деревянный дом. Автором проекта стал довольно популярный в то время архитектор И.П. Ропет. Этот дом существовал долгое время, но в 1990 году сгорел. 

После Октябрьской революции семья Карзинкиных лишилась своего состояния, и Сергей Сергеевич с двумя сыновьями устроились на службу в Наркомпрос. Троице-Лыково вместе с соседними селами и усадьбами перешло в руки новой власти. В 1920 году в этих краях отдыхал В.И. Ленин, которого навещала его мать М.И. Ульянова и Н.К. Крупская. ГПУ тогда посчитало, что в Горках, которые любил Ленин, ему останавливаться опасно. Поэтому было выбрано Карзинкино. В это же время было решено перевести в эту усадьбу Государственный Зоосад, но в итоге дом Карзинкино превратили в дом отдыха для сотрудников государственной безопасности.

В 1924 году профиль заведения несколько изменился, в усадебном доме начал работать туркменский Дом просвещения. Сюда привезли более 200 туркменских детей для обучения. Они должны были стать проводниками идей социализма в своей среднеазиатской республике. Однако местное население не одобрило приезжих "бусурман", которые заняли три православные церкви, и однажды на масленицу в деревне началась массовая драка. Ее масштабы были такие, что в церквях стали бить в набат. Все же, с течением времени новые соседи прижились, и стычки с местным населением прекратились. В 1929 году Дом просвещения преобразовали в рабфак, который функционировал три года. Затем, вплоть до начала Великой Отечественной войны здесь располагался туркменский дом отдыха. 

Что касается села Троице-Лыкова, то в нем в 1929 году было организовано товарищество по совместной обработке земли, в 1930 году преобразованное в колхоз "Новый путь". Этим колхозом заинтересовался М. Горький. Писатель оказывал колхозу материальную поддержку, и позднее хозяйство было названо его именем. В 1954 году в ходе укрупнения "Новый путь" объединили со Строгинским, Щукинским и Мякининским колхозами в колхоз имени С.М. Кирова. 

В 1941 году Троице-Лыково было одним из оборонительных пунктов при защите Москвы, а в 1942 году в усадьбу переехало Суворовское музыкальное училище, которое оставалось здесь до 1979 года. В 1986 году усадьба перешла к Институту атомной энергии им. И.В. Курчатова, который планировал построить здесь профилакторий. Такая частая смена владельцев привела к тому, что многие исторические постройки были уничтожены. Старая деревянная Успенская церковь была разрушена еще в 1936 году, а новая долгое время использовалась не по назначению. В ее помещении в разное время располагались: изба-читальня, госпиталь, столовая, склад лакокрасочных материалов. Только в 1990 году церковь вернули верующим. В Троицкой церкви было целиком уничтожено внутреннее убранство, но она сохранилась до наших дней.

И Строгино и Троице-Лыково вошло в черту Москвы в 1960 году. В 1991 году в результате проведения административной реформы, жилой массив Строгино и село Троице-Лыково образовали один временный административный округ, который в 1995 году был преобразован в район.

 

Историческая справка:

1570 г. - село было известно как Острогино
1627 г. - Острогино входило в состав владений села Хорошева
1690 г. - из Приказа Большого Дворца деревня Острогино перешла к боярину Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину
1812 г. - Острогино было разорено и разграблено, но быстро возродилось
1887 г. - в Строгине была построена часовня во имя Александра Невского
1929 г. - в Строгине прошла коллективизация
1620 г. - Лыков приобрел у князя Вишневецкого пустоши Верхнее Рублёво и Лукино, и заселил туда крестьян
1690 г. - Петр I пожаловал Троицкое, Черепково, Рублево и Лукино своему дяде Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину
1703 г. – была построена новая Успенаская церковь в Троице-Лыкове
1804 г. - Разумовские продали имение Троице-Лыково Бутурлиным
1852 г. – был построен Новый Успенский храм с приделами святителя Николая и великомученицы Екатерины
1876 г. –Троице-Лыково было продано потомственному почётному гражданину купцу и промышленнику Ивану Ивановичу Карзинкину
1924 г. - профиль заведения несколько изменился, в усадебном доме начал работать туркменский Дом просвещения
1929 г. - Дом просвещения преобразовали в рабфак
1954 г. - в ходе укрупнения колхоз Троице-Лыкова объединили со Строгинским, Щукинским и Мякининским колхозами в колхоз имени С.М. Кирова
1941 г. – Строгино и Троице-Лыково было одним из оборонительных пунктов при защите Москвы
1942 г. - в усадьбу Троице-Лыкова переехало Суворовское музыкальное училище, которое оставалось здесь до 1979
1986 г. - усадьба в Троице-Лыкове перешла к Институту атомной энергии им. И.В. Курчатова
1960 г. - Строгино и Троице-Лыково вошло в черту Москвы
1991 г. - был образован временный муниципальный округ Строгино
1995 г. - был образован район Строгино