История района Орехово-Борисово Северное


Название района Орехово-Борисово Северное произошло от названия двух старинных населенных пунктов, существовавших на этой территории: деревни Орехово и села Борисова.

Первые упоминания о деревне Орехово относятся к концу 16 века. В писцовых книгах того времени говорится, что к землям Коломенского относилась и "пустошь, что была деревня Арехово Алмазниково".

Деревня Орехово располагалась рядом с пустошью Черная Грязь, и в дальнейшем история этих мест тесно переплелась. В 1633 году по указу царя Михаила Федоровича земли села Борисова были проданы окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Причиной такого указа послужила женитьба царя на дочери Лукьяна Степановича, Евдокии. Благодаря этому браку род Стрешневых значительно возвысился, и многие его представители стали боярами.

На протяжении многих десятилетий Стрешневы оставались владельцами здешних земель. В частности, Семен Лукьянович, унаследовавший владения, в середине 17 века являлся активным участником польской войны, и с 1657 года возглавлял Приказ Великого княжества Литовского. Используя служебное положение, он заселил свои земли пленными литовцами (белорусами).

В 1673 году умерла последняя наследница из рода Стрешневых – Мария Алексеевна, и в виду отсутствия прямых наследников боярские вотчины Стрешневых перешли в Дворцовое ведомство. В числе прочих селений было и Орехово. Известно, что в 1678 году в деревне в пяти крестьянских дворах проживало 22 человека.

В 1682 году вотчина вернулась к Стрешневым. Царским указом она отошла к Ивану Федоровичу Стрешневу, двоюродному брату царицы Евдокии. Из документов того времени становится известно, что Орехово к тому времени сгорело, а крестьяне временно поселились в сельце Черная Грязь.

В 1683 году Стрешнев передал Черную Грязь своему внуку, князю Алексею Висильевичу Голицыну, но настоящим владельцем имения стал его отец - Василий Васильевич, известный как фаворит царевны Софьи. При нем деревню Орехово отстроили, и в 1686 году в ней было 10 дворов и проживал 31 житель.

Когда в 1689 году царевна Софья была свергнута и ее фавориты попали в опалу, у Голицыных отобрали все их земли, включая Орехово, которое вплоть до 1712 года числилось в Дворцовом ведомстве. Затем, по именному указу царя Петра I Орехово и Черная Грязь были пожалованы молдавскому князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. Дмитрий Кантемир воевал на стороне Петра I в Прутском походе 1711 году, а после поражения русской армии он лишился своих владений и переехал в Россию. За свою верность князь получил от Петра I обширные земельные владения и занял видное место при дворе.

После смерти Дмитрия Константиновича Кантемира в 1728 году Орехово разделили на четыре части, а 1736 году у Орехова был один владелец - Константин Дмитриевич Кантемир. После его смерти прямых наследников не осталось, и его имения перешли к его братьям Матвею и Сергею. Братья полюбовно разделили наследство, и в результате раздела Орехово и Булатниково досталось князю Сергею Кантемиру. Сергей Дмитриевич стал последним из рода Кантемиров. Перед смертью он завещал Орехово императрице Екатерине II. Имение перешло к Дворцовому ведомству, и было приписано к Царицынской волости.

Во время обустройства Царицына у крестьян села Орехово отобрали большую часть земель, и в конце 18 века местные жители начали заниматься садоводством и ягодничеством. Эти промыслы приносили доход, особенно с учетом того, что в 15 верстах от села находилась Серпуховская застава с ягодным рынком. Как и в соседних селах, в Орехово выращивали преимущественно яблоки.

Село стояло на Каширском тракте, по которому в Москву направлялись обозы с хлебом. Даже после того, как была открыта железная дорога, загруженность дороги не уменьшилась. В 1910-1914 годах по Каширскому тракту в среднем проходило около 115 000 груженых повозок в год. Около двадцати постоялых дворов обслуживали проезжающих, а также накапливали большие количества навоза, который затем бесплатно раздавали в сады. В 1852 году в Орехове имелось 34 двора с 231 жителем.

После крестьянской реформы 1861 года ореховские крестьяне получили по 2 десятины земли на одну ревизскую душу – это была довольно большая цифра. В 1876 году в Орехове существовало 49 дворов, работало четыре трактира, а также четыре лавки. Главными занятиями местных жителей были садоводство и выращивание картофеля. В 1869 году после сильных зимних морозов яблоневые сады почти целиком вымерзли, и были вырублены. Позднее деревья высадили снова, но теперь основной доход крестьяне получали от вишни и малина, также в селе культивировали сливы, крыжовник, смородину и клубнику.

Когда в начале 20 века в соседних селах стали появляться дачи, выгодным занятием стала продажа молока. Летом основным рынком сбыта являлось дачное Царицыно, а зимой – Москва.

После Октябрьской революции Орехово активно развивалось. В 1926 году здесь насчитывалось 127 дворов и 641 житель. Постепенно площадь садов уменьшалась, их распахивали под посевы. В 1930-е годы на основе села был образован плодоовощной колхоз имени Буденного, который в 1945 году вошел в состав колхоза имени Ленина. С годами границы сел Орехово, Шипилово и поселка Ленино практически стерлись, и был образован единый район Ленино-Дачное. В 1960 году территория Орехова вошла в черту Москвы, а с 1970 годов здесь началось массовое жилое строительство.

Первые упоминания о втором селе, которое располагалось на территории современного района Орехово-Борисово Северное – Борисово. Впервые в документах оно упоминается в 1589 году, но судя по имеющимся фактам, на самом деле оно существовало намного раньше. Местная легенда гласит, что село получило свое название от имени боярина Бориса Годунова, отразившего на этом месте нашествие крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Царская благодарность Годунову выразилась в том, что Федор Иванович подарил своему подданному несколько подмосковных сел. Одним из таких сел были Овражки, позднее переименованные в Борисово.

В Смутное время в этих местах проходили бои войск царя Василия Шуйского с ополчением Ивана Болотникова, а также другие битвы, в результате которых село Борисово было опустошено. Незаселенным село оставалось недолго, уже в 1620 году сюда переселили крестьян из села Коломенского. Документы от 1646 года рассказывают, что в Борисове в это время имелась деревянная Троицкая церковь, двор попа, три церковных бобыльских двора и 36 крестьянских дворов.

Также на территории села имелись Государевы сады, а в Борисовском пруду для царского стола разводили щук, карасей, плотву и лещей. В прудовом хозяйстве, которое существовало около полутора столетий, работали подключники (рыболовы), мастера, следившие за исправностью плотин, а также сторожа, охранявшие пруд от браконьеров.

В 17 веке в Борисове на реке Городенке работала деревянная мельница. Ее сдавали в аренду желающим. В 1860-е годы на месте мельницы купец Я.В. Гамсон построил бумагопрядильную фабрику.

Как и жители Орехова, борисовские крестьяне к середине 19 века перешли от хлебопашества к более выгодному садоводству. Культивировали все те же яблони, крыжовник, брусничную смородину, вишню "шубинку".

В 1816 году в Борисове насчитывалось более 500 жителей, а уже в 1850 население села достигло числа 874. Приблизительно 40% жителей были старообрядцами, у которых в Борисове имелся свой молельный дом. Это было крупное и зажиточное село, жители которого могли часто нанимали вместо себя рекрутов, а иногда и переходили в купечество.

В 1861 году, после отмены крепостного права, крестьяне Борисова получили в свое пользование всю имеющуюся земли, что на ревизскую душу составило 1,6 десятины. За этот надел крестьянин должен был выплачивать в течение 51 года по 3 рубля 66 копеек, а также 7 рублей 60 копеек прочих налогов. В связи с этим жителям села нужен был дополнительный заработок, и они стали переходить к более доходным видам деятельности: огородничеству и различным промыслам.

Среди садовых культур наибольшим спросом пользовалась в Москве капуста – ее и начали активно выращивать местные крестьяне. Из промыслов в селе были распространены следующие: изготовление гильз для папирос (203 человек), намотка хлопчатобумажной нити на катушки (13 человек), изготовление канители (9 мастерских). Конечно же, промыслами люди занимались тогда, когда заканчивался сезон сельскохозяйственных работ.

Во второй половине 19 века в Борисове разгорелась борьба со старообрядцами. В 1859 году Троицкая церковь в селе была уже довольно ветхой и находилась в аварийном состоянии. По этой причине новый священник борисовского прихода Николай Смирнов решил выстроить новую церковь. Поскольку старообрядцы составляли значительную часть жителей Борисова, они воспротивились строительству православного храма на общинной земле, и священнику пришлось возводить церковь на территории своей собственной усадьбы. Непропорциональность конфигурации здания храма и его немного урезанный вид объясняются недостатком площади для размещения здания.

Николай Смирнов также стал инициатором открытия в Борисове земского училища в 1884 году. Оно размещалось в наемном здании, здесь учились не только жители Борисова, но и соседних сел Братеево и Зябликово. При училище имелась библиотека. На содержание школы земство ежегодно выделяло около 1 000 рублей. Старообрядцы не одобряли официальное образование, и открывали свои частные школы. Учеников в них обучали по псалтырю.

Старообрядческая община в Борисове официально была зарегистрирована лишь в январе 1912 года. Временный храм ее располагался в избе крестьянина И.В. Балыкова. Новая деревянная церковь с колокольней в селе была построена лишь незадолго до 1917 года.

К 1911 году в борисовское хозяйство уже серьезно специализировалось на клубнике, которая занимала около четверти всех возделываемых площадей. К этому времени в селе насчитывалось 273 хозяйства и более 1 000 жителей. Лошадей имело 57,5% хозяйств, а коров всего лишь 29, 3%. Также в селе работал третьеразрядный трактир и четыре овощные лавки, а помимо земского училища функционировала двухклассная церковно-приходская школа. Процент грамотности в Борисове был достаточно высок, 88% мужчин и 37% женщин в возрасте старше 11 лет умели читать и писать. При церковном попечительстве существовала богадельня на 3 человека.

В 1926 году количество жителей Борисова достигло 1 549 человек. В хозяйстве имелось 195 лошадей, 1105 коров, работала кузница, 10 хозяйств промышляли сапожным ремеслом. В 1931 году в Борисове был организован колхоз Красные всходы, а позднее его переименовали в честь рабочего Ратова, пропагандиста колхозов, которого убили кулаки. Церковь закрыли в 1930-е годы, и в ней разместился склад зерна. В 1960-е годы в борисовской церкви открыли мотоклуб.

После Великой Отечественной войны местный колхоз, как и ореховский и шипиловский, вошел в состав большого колхоза имени Ленина. Председателем этого колхоза-гиганта в 1950 году стал Михаил Захарович Захаров, позднее получивший звание Героя Социалистического Труда. Захаров возглавлял колхоз вплоть до его ликвидации 1 января 1984 года (в черту города Борисово вошло в 1960 году). При нем в Борисове был построен Дом культуры "Борисово" с кинозалом на 300 мест – уникальное учреждение по тем временам.

В 1978 году на месте села Борисова стали строить современные городские кварталы. Единственное, что уцелело от села – это храм, который в годы перестройки вернули верующим, и в 1991 году в нем отслужили первую после большого перерыва службу.

Деревня Шипилово также располагалось на территории района Орехово-Борисово Северное. Она находилась на месте нынешних улиц Маршала Захарова, Шипиловской и Каширского шоссе.

Впервые деревня Шипилово косвенно упоминается в писцовой книге за 1589 год. В ней содержится описание дворцового села Коломенское, и говорится о пустоши Бобынино, дворы из которой были "снесены в Шипиловскую деревню". Отсюда становится ясно, что уже до этого времени существовала деревня Шипилова.

В следующий раз Шипилово упоминается в переписной книге 1646 года, где говорилось, что деревня Шипилово находится в составе владений дворцового села Борисовского. В этот период в деревне проживало 25 душ мужского пола и имелось 14 дворов.

В последующие годы судьба Шипилово складывалась так же, как и других дворцовых владений. Когда в 1763 году в дворцовой Коломенской волости была ликвидирована десятинная пашня, крестьяне получили в свое пользование дополнительные земли за установленный оброк. Тем не менее, пашенных площадей все равно было недостаточно, а урожай местные скудные почвы давали не очень хорошие. В таких условиях жители Шипилово занялись более выгодным садоводством. Близость Государевых садов помогала садовникам деревни Шипилово нарабатывать опыт и учиться.

В 1797 году деревня поступила в ведение удельного Коломенского приказа. В 1816 году здесь проживало 19 семей, а в 1850 году – 24 семьи. В Шипилово также проживали старообрядцы, но число их было незначительным. В 1826 году их насчитывалось 13 человек, а в 1865 году только трое.

Крепостничество в Шипилово прекратило свое существование лишь в 1864 году. Крестьяне получили в личное владение около 3 десятин, за которые должны были 51 год выплачивать по 4 рубля 14 копеек с ревизской души. Это были достаточно большие земельные участки, к тому же они находились рядом с Шипиловым и соседним селом Братеево. Но крестьянам было запрещено ловить рыбу и в близлежащем Борисовском пруду, и в Москве-реке.

В 1876 году в Шипилово существовало 33 хозяйства, работало 2 трактира и 4 лавки. Жители села в основном сеяли рожь, сажали картофель. Поскольку местность, в которой располагалось село, была хорошо защищена с севера москворецким береговым валом, здесь складывались очень благоприятные условия для садоводства, приносившего около 25 рублей в год на душу. Также в селе выращивали вишню и малину, немалую роль в хозяйстве играли и обширные покосы. Ремесла были развиты слабо: в селе работало 2 канительных мастерских, а женщины в свободное от сельскохозяйственных работ занимались изготовлением папиросных гильз.

Заморозки, от которых пострадали сады в этой части Москвы в конце 19 века, нанесли ущерб и Шипилово, и местные крестьяне начали заниматься выращиванием капусты, огурцов, клубники. Как уже говорилось, земли здесь не отличались плодородностью, и постоянно нуждались в удобрениях. Навоз шипиловцы покупали в Москве либо собирали на свалках и городской канализации.

В 1911 году в селе насчитывалось 55 хозяйств, в которых проживало 313 жителей. Из них грамотой среди жителей старше 11 лет владело 80,9% мужчин и 33,6% женщин.

С годами Шипилово разрасталось, и в 1927 году здесь уже существовало 83 хозяйства и 449 жителей. В 1940-е годы в деревне был организован колхоз имени 8 Марта, который в 50-е годы вошел в состав укрупненного колхоза имени Ленина.

В 1960 году Шипилово вошло в черту Москвы, и в 1970-е годы эту территорию начали застраивать современными домами. Еще раньше живописная местность деревни Шипилово привлекала сюда кинематографистов, в частности здесь снимались такие известные советские фильмы как "Мичурин", "Ошибка резидента" и "Судьба резидента".

В 1991 году из бывшего Красногвардейского района Москвы был выделен временный муниципальный округ Орехово-Борисово Северное, а в 1995 году он получил статус района Москвы.

В 2004 году в Орехове-Борисове Северном достроен Храмовый комплекс Патриаршее Подворье Живоначальной Троицы в память 1000-летия крещения Руси на Борисовских прудах. Этот храм – второй по величине в Москве после Храма Христа Спасителя. Высота здания – 70 метров, внутри могут одновременно разместиться около 4 000 людей. Достопримечательностью этого храма является фарфоровый иконостас.

На территории района находятся две зоны отдыха: парк Царицыно и Борисовские пруды. В границах района имеются две станции метро: Домодедовская и Орехово.

 

Историческая справка:

1589 г. – встречается первое документальное упоминание села Борисово
1589 г. - деревня Шипилово впервые косвенно упоминается в писцовой книге
17 в. - в Борисове на реке Городенке работала деревянная мельница
1633 г. - по указу царя Михаила Федоровича земли села Борисова были проданы окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу
1673 г. – Орехово перешло в дворцовое ведомство
1682 г. – Орехово вотчина вернулась к Стрешневым
1683 г. - Стрешнев передал Черную Грязь своему внуку, князю Алексею Висильевичу Голицыну
1686 г.- в Орехово было 10 дворов и 31 житель
1689 г. - Орехово числилось в Дворцовом ведомстве
1712 г. - Орехово было пожаловано князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру
1728 г. - Орехово разделили на четыре части
1736 г. - у Орехова был один владелец - Константин Дмитриевич Кантемир
1763 г. - в дворцовой Коломенской волости была ликвидирована десятинная пашня
1797 г. - деревня Шипилово поступила в ведение удельного Коломенского приказа
1859 г. - Троицкая церковь в селе была уже довольно ветхой и находилась в аварийном состоянии
1860 г.г. - в Борисове на месте мельницы купец Я.В. Гамсон построил бумагопрядильную фабрику
1861 г. - ореховские крестьяне получили по 2 десятины земли
1864 г. - Крепостничество в Шипилово прекратило свое существование
1884 г. - священник Николай Смирнов также стал инициатором открытия в Борисове земского училища
1911 г. - в Шипилово насчитывалось 55 хозяйств, в которых проживало 313 жителей
1912 г. - в Борисове была официально зарегистрирована Старообрядческая община
1926 г. - количество жителей Борисова достигло 1 549 человек
1926 г. - в Орехове насчитывалось 127 дворов и 641 житель
1927 г. – в Шипилово существовало 83 хозяйства и 449 жителей
1930 г.г. - на основе села Борисова был образован плодоовощной колхоз имени Буденного
1930 г.г. - Церковь в Борисове закрыли
1931 г. - в Борисове был организован колхоз Красные всходы
1940.г.г. - в Шипилово был организован колхоз имени 8 Марта
1960 г. – Орехово, Борисово и Шипилово вошли в черту Москвы
1970 г.г. – не территории бывших сел развернулось массовое жилое строительство
1984 г. – Колхоз в Борисове был ликвидирован
1984 г. – открыта станция метро Орехово
1985 г. – открыта станция метро Домодедовская
1991 г. - из бывшего Красногвардейского района Москвы был выделен временный муниципальный округ Орехово-Борисово Северное
1995 г. – образован временный муниципальный округ статус района Москвы
2004 г. - в Орехове-Борисове Северном достроен Храмовый комплекс Патриаршее Подворье Живоначальной Троицы