Говоря об истории свадебного платья, следует отметить, что появилось оно очень давно, но не в том виде, каким мы его представляем сегодня. В древности девушки, выходя замуж, одевали на себя самые лучшие свои одежды, подчеркивающие знатность их семьи. Голову невесты украшали венком из цветов, а плечи покрывали золотой накидкой в честь покровительницы всех невест богини Афродиты.
Невесты Древнего Рима одевали на голову алое покрывало – символ любви и страсти.
В традициях Древней Греции было одевать невесту в пеплос, украсив этот длинный кусок ткани двумя застежками, которые были символом богатства и знатности. Голову невесты украшали желтой тканью- символом радости, счастья и чистоты.
Невесты древней Руси выходили замуж в традиционной белой рубахе с пышными рукавами и длинном сарафане ярко алого цвета. В волосы девушки вплетали ярко красные ленты. После свадьбы косы молодой жены расплетали и укладывали вокруг головы, чтобы глядя на девушку, каждый знал, что перед ним замужняя женщина. Невесты более знатных семей одевали поверх традиционного костюма плащ-мантию из парчи, расшитой золотом. Голову они украшали венцом-обручем со звенящими подвесками.
Еще в восемнадцатом веке великий русский царь Петр I издал указ, запрещающий девушкам дворянского рода носить сарафаны и рубахи. Им было велено следить за европейской модой и одеваться в платья.
Первое упоминание о свадебном платье как о наряде, что одевается только на свадьбу, датируется XV веком. Его заказывали вместе с приданным невесты. Средневековые модницы подкладывали под платье небольшой накладной животик в соответствии с модой того времени.
Готические невесты были одеты в платья с высокой талией, корсетом, треугольным вырезом и длинным рукавами. Считалось, что чем богаче род невесты, тем красочнее и ярче ее платье. Браки в то время заключались по расчету с обязательным брачным контрактом, поэтому можно сказать, что новые красивые подвенечные одежды были можно сказать единственной радостью невесты.
Правда и тут она не могла выбирать – фасон платья и ткань были четко прописаны в брачном контракте. Голову невесты того времени украшал энен- убор похожий на башню, украшенный фатой до пола. Цвет платья зависел от пожелания семьи жениха, но в основном оно было красным.
Первой невестой, пошедшей под венец в белом платье, считают Маргариту Валуа – всем известную королеву Марго. Не позволялось одеть белое одеяние дамам, выходящим замуж не в первый раз.
В эпоху Барокко стали модными объемные модели с пышными рукавами и юбками. В моду вошли свадебные платья желтого или зеленого цветов. В то время наряды впервые начали украшать кружевами.
В эпоху мушкетеров для пышности подвенечного варианта стали поддевать под низ несколько нижних юбок. Обязательным атрибутом стали чулки до колен с подвязками. Цвета свадебного платья того времени – розовый или коралловый, для вдов – черный с красным декором.
В эпоху Медичи предметы свадебного гардероба перестали быть вариантом одного дня. Невесты XVIII были одеты в платья, украшенные вышивкой, кружевом и золотым шитьем и обязательно с воротником Медичи. Цветовая гамма того времени – пастельные тона. Простолюдинки обычно выходили замуж в серых, бежевых или коричневых одеждах, которые затем могли одевать в церковь по воскресеньям.
Невесты эпохи Рококо шли под венец в серебряных нарядах с невероятно пышной юбкой и узким корсетом. Обязательно должен быть шлейф, длина которого показывала статус невесты.
И только в 1790-х годах стали модными белые свадебные платья. Говорят, что первый белый подвенечный наряд был у принцессы Мюра. Это был вариант с высокой талией из нежной струящейся ткани.
Невесты 19 века украшали свои подвенечные платья шелковыми кружевами янтарно-золотистого цвета. Фота была полностью соткана из этих кружев. Высокую талию наряда начали украшать рюшами.
Свадебные модели эпохи Бидермайер имели низкое декольте, рукава-фонарики и нормальную линию талии. В 50-е года 19 века модными стали перчатки и украшения из горного хрусталя и жемчуга. Подвенечные наряды стали украшать брюссельскими кружевами и шить из атласа.
Подвенечные платья начала 20-го века стали более закрытыми. Изменилась длина – оно стало едва прикрывать лодыжки.
После Первой мировой войны невесты выбирали модели с заниженной талией. Модным стал яркий макияж и маникюр. Прически нередко украшали перьями. Длина платья была очень смелой – до колена.
Невесты средины 20-го века перешли на пышные силуэты с корсетом.
Говоря о современных невестах, хочется заметить, что выбор одежды может быть любым. Пользуются популярностью и варинты «ампир», и пышные юбки, и кружева. И, конечно же, голову невесты нашего времени украшает неизменная белая фата.