Особняк Арсения Морозова


Адрес: ул. Воздвиженка, д.16

Как добраться до особняка Арсения Морозова: ст. метро: Библиотека им. Ленина

Особняк Арсения Морозова располагается в центре Москвы, по адресу: ул. Воздвиженка, 16. Дом был построен в 1895-1899 годах архитектором Виктором Мазыриным для миллионера Арсения Абрамовича Морозова. Здание выполнено в неомавританском духе, и сочетает в себе черты модерна и эклектики.

До 1892 года на месте особняка располагался конный цирк Карла Маркуса. Затем случился пожар, в результате которого деревянная часть постройки сгорела, а средств на восстановление у владельца не было. Тогда участок вместе с оставшимися строениями выставили на продажу. Соседний участок земли принадлежал Варваре Александровне Морозовой, матери Арсения Морозова, и именно она приобрела владение, а затем переписала приобретенный участок на своего сына – это был ее подарок на 25-летие Арсения.

Арсений Абрамович Морозов принадлежал к состоятельному купеческому роду, и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. Масть Арсения Морозова – в девичестве Хлудова, дочь известного купца Алексея Ивановича Хлудова.

В начале 1890-х годов Арсений Морозов вместе со своим другом архитектором Виктором Мазыриным путешествовал по Испании и Португалии. В Португалии он увидел дворец Пена в Синтре, который ему очень понравился. Дворец был построен в середине 19 века, его архитектура сочетала в себе испано-мавританские традиции и элементы национального стиля мануэлино – португальского варианта Ренессанса.

Вернувшись домой, Морозов решил построить для себя особняк, похожий на дворец Пена. И сейчас этот дом является очень необычным для московской архитектуры, так что неудивительно, что во время строительства он вызывал множество насмешливых пересудов и даже критических публикаций в прессе. Общественность сочла проект чересчур эксцентричным и осудила его. В романе Льва Толстого "Воскресение" есть момент, когда Нехлюдов, размышляет о строительстве "глупого и ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку" – имелся в виду именно дом Арсения Морозова. Говорили, что мать Морозова после посещения особняка в 1899 году сказала: "Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!".

Неомавритансий стиль отчетливей всего виден в оформлении парадного входа и двух башен по обе стороны от него. Арочный проем украшают красивые витые колонны. Башни декорированы лепными ракушками, а карниз и аттик – изящным ажурным орнаментом. Часть оконных проемов обрамлены классическими колоннами, а отсутствие симметрии отсылает к стилю модерн.

Нельзя выделить какой-то один стиль и в оформлении внутренних интерьеров. Парадная столовая ("Рыцарский зал") выполнена в стиле псевдоготики; главная гостиная – в стиле ампир, а будуар для жены Морозова – в стиле барокко. Были в особняке помещения, оформленные в арабском и китайском стилях, а наверху располагался небольшой висячий сад.

В новом прекрасном доме Морозов прожил недолго. Арсений имел репутацию мота и кутилы. Однажды на спор он прострелил себе ногу, доказывая, что может выдержать любую боль, благодаря эзотерическим практикам, которым его обучил Мазырин. Спор он выиграл, но после ранения началось заражение крови, и спустя три дня, 24 декабря 1908 года (6 января 1909 года по новому стилю), в возрасте 35 лет, Арсений Морозов умер.

Брак Морозова не сложился. Он был женат на Вере Сергеевне Федотовой, у них родилась дочь Ирина, но довольно скоро супруги разошлись и жили отдельно. Поэтому, когда было озвучено завещание, выяснилось, что наследницей особняка на Воздвиженке становится возлюбленная Арсения Морозова – Нина Александровна Коншина. Законная супруга Морозова пыталась оспорить завещание, ссылаясь на психическое расстройство мужа, но суд признал ее доводы несостоятельными. Коншина не стала переселяться в особняк, а сразу же перепродала его нефтепромышленнику Леону Манташеву.

После Октябрьской революции в доме ненадолго разместилась штаб-квартира анархистов, а в мае 1918 года в него переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. В этот период при театре в доме жили Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х в стенах особняка поставил несколько спектаклей Сергей Эйзенштейн.

Театр располагался в здании до 1928 года, а затем здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год особняк занимало посольство Японии, после чего оно несколько раз меняло "постояльцев".

В 2003 году Управление делами Президента РФ приступило к переоснащению, реконструкции и реставрации здания. Сейчас в бывшем особняке Арсения Морозова размещается Дом приёмов Правительства Российской Федерации.